В последние полгода наблюдается уверенный дефицит грузового транспорта, который накладывается на кратный рост спроса. Это привело к существенному повышению ставок и, соответственно, росту затрат ключевых потребителей таких услуг – ритейлеров. О том, что привело к дефициту рефтранспорта и как с ним бороться, мы поговорили с руководителем проекта Thermofleet компании «Адвантум» (член АСОРПС) Андреем Сидоровым.
– Андрей, в чем причина сложившегося дефицита транспорта?
– Чтобы определить причины дефицита в рефрижераторном транспорте, необходимо посмотреть на основные отрасли, которые его используют, – продуктовый ритейл и фармацевтика, а также на рефрижераторный автопарк в целом.
Нужно понимать, что для перевозки продуктов питания используется рефрижераторный транспорт, даже если перевозят не термочувствительный груз.
По разным оценкам, в РФ насчитывается 120–150 тыс. транспортных средств с рефрижераторной установкой, каждый год этот парк растет на 2–3% и обновляется в среднем на 10%. К примеру, в 2019 году было зарегистрировано 11,7 тыс. новых ТС с пометкой «реф», но, к сожалению, реалии 2020-го привели к снижению регистрации нового транспорта на 23% в сравнении с предыдущим годом (всего 8,1 тыс. ед.).
Однако в продуктовом ритейле и фармацевтике сложилась иная ситуация, об этом говорят темпы роста крупнейших игроков рынка X5 Retail Group (8,1%), «Магнит» (5,8%), а также рост торговых площадей (8,3 и 4,5% у X5 и Магнита соответственно). Рост фармацевтической отрасли в РФ составил 10,2%.
Рост ритейла и фармацевтики мог бы стать катализатором для развития рынка реф. транспорта в РФ, но этого не произошло. К примеру, для магистральной транспортировки используются рефполуприцепы, но с ними ситуация неоднозначна. Транспортные компании по ряду причин предпочитают покупать рефрижераторные полуприцепы зарубежных производителей, таких как Schmitz и Krone, но удовлетворить текущий спрос производители не в состоянии и на данный момент принимают заказы только на лето 2022 года.
По итогам 2019–2020 гг., отечественные производители рефрижераторных полуприцепов занимают приблизительно 20% рынка. Основная причина низкого проникновения на рынок отечественной техники связана с тем, что российские компании сравнительно недавно начали производить рефполуприцепы, чему поспособствовали повышение госпошлины и утилизационного сбора на б/у технику. Более низкая стоимость, а также использование холодильно-отопительных установок, аналогичных компаний Сarrier и Thermo King, делают российскую технику конкурентоспособной западным аналогам. Несмотря на это, транспортные компании пока не уверены в качестве и долговечности отечественного рефтранспорта и готовы ждать зарубежных производителей.
– Насколько увеличились ставки перевозчиков по сравнению с прошлым годом?
– По мнению транспортных компаний ставки увеличились в среднем на 20–30%.
Факторы, повлиявшие на рост ставок: повышение цены топлива; дефицит рефрижераторного транспорта; нехватка водителей и, как следствие, повышение их зарплаты. Пандемия также повлияла и на рынок труда, что привело к дефициту кадров среди водителей транспорта, соответственно возросли затраты на заработную плату водителей.
Стоит отметить, что цена сейчас – не единственный критерий, по которому конкурируют транспортные компании, большая часть торговых сетей оценивает качество перевозки с помощью внедрения автоматизированных систем контроля. Данные системы оценивают своевременность подачи транспорта, своевременность доставки и соблюдение температурного режима. На основе этих показателей недисциплинированные компании получают меньше заявок. При этом компании, предоставляющие более качественные услуги, повышают цены.
– Считаете ли Вы необходимым субсидировать перевозку продукции автотранспортом? Какие риски есть у этого решения?
– Для сохранения конкуренции на рынке рефрижераторных перевозок необходимо субсидировать не сами перевозки, а производство и приобретение нового транспорта, что позволит эффективным транспортным компаниям наращивать объемы перевозок качественным рефрижераторным парком. Субсидирование же перевозок, на мой взгляд, стратегически не решит проблему дефицита транспорта, а лишь позволит кратковременно облегчить финансовую нагрузку на грузоотправителей и сдержать рост цен на товары, не устраняя причины дефицита транспортных средств.