АО «Омский завод транспортного машиностроения» («Омсктрансмаш», входит в структуру АО «НПК «Уралвагонзавод») планирует наладить серийное производство 40-футовых рефрижераторных контейнеров с автономной холодильной установкой. К маю будут готовы шесть опытных образцов новой модели, и после завершения процедуры сертификации к 2022 году завод будет выпускать до 1 тыс. рефконтейнеров в год из российских комплектующих.
Министерство промышленности и торговли ещё в сентябре 2017 года сообщило, что в России будет налажено производство рефрижераторных контейнеров, необходимых для перевозки рыбы и рыбной продукции с Дальнего Востока, и предусмотрело на эти цели 50 млн руб. Предложения операторского рынка по созданию новой модели подготовили «Дальрефтранс» и Агентство рефперевозки, входящие в Ассоциацию операторов рефрижераторного подвижного состава (АСОРПС).
Как пояснил «Гудку» экс-президент АСОРПС, президент транспортно-экспедиторской компании, которая занимается перевозкой промышленных и скоропортящихся грузов, ООО «Таскор-21» Виталий Момот, на тот момент производством рефконтейнеров для перевозок автотранспортом занимался машиностроительный завод «Тонар». «Но выиграл тендер УВЗ в ноябре 2017 года. Мы согласились на такой вариант, так как УВЗ не потребуется значительных средств на оборудование и подготовку конструкторской документации. Разработка затянулась. Конструкторы столкнулись с тем, что для создания рефконтейнера нужен металл определённого химического состава и качества. «Омсктрансмаш» приобрёл один китайский контейнер, чтобы посмотреть, как всё устроено. Проблема возникла со специальной установкой, которая нагнетает между наружной и внутренней стенками контейнера утеплитель под высоким давлением, и он ещё является несущей стенкой, что очень важно. Поэтому к 2019 году УВЗ с разработкой не успевал по объективным причинам, и Минпромторг согласился перенести сроки. Думаю, к маю опытные образцы будут готовы. Завод разработал рефконтейнер, учитывая мнение участников рынка, которые используют в работе такой парк», – рассказал Виталий Момот.
По словам главного инженера АО «Омсктрансмаш» Алексея Хорошайло, в модели предусмотрены автономная холодильная установка и полный комплект автоматики для перевозки скоропортящихся грузов в неохлаждённом, охлаждённом, замороженном и быстрозамороженном состояниях. Рефконтейнеры можно будет транспортировать на железнодорожных вагонах-платформах, на судах-контейнеровозах и грузовых автомобилях. Другие технические характеристики новой модели на заводе не раскрывают.
«Испытания конструкции контейнера на прочность, устойчивость и другие показатели будут проводиться в соответствии с требованиями Российского морского регистра судоходства. Серийное производство 40-футовых рефрижераторных контейнеров начнётся с 2021 года, после чего изделия будут представлены на рынке и предложены членам Ассоциации операторов рефрижераторного подвижного состава», – отметил Алексей Хорошайло.
По его словам, у нового вагона есть принципиальные технические отличия от существующих сейчас на рынке перевозок скоропорта.
«Это первый российский рефконтейнер, который спроектирован и будет собираться на территории России преимущественно из российских комплектующих. Его конструкцией предусмотрена возможность использования навесного оборудования – автономной дизель-генераторной установки для получения дополнительной энергии. Кроме того, рефконтейнеры, которые сейчас эксплуатируются, произведены по старым стандартам, наш вагон разработан и собирается с учётом современных требований», – уточнил Алексей Хорошайло.
Как ранее говорил директор Департамента развития гражданской продукции УВЗ Андрей Абакумов, первые шесть опытных образцов пройдут полный цикл сертификации в Российском морском регистре судоходства, после этого модель будет соответствовать международному стандарту рефрижераторного транспортного оборудования для международного обращения.
В настоящий момент, по оценке Виталия Момота, на сети работают 5,5 тыс. рефрижераторных контейнеров. По техническому регламенту вагоны для перевозки рыбы должны быть оборудованы холодильной установкой с поддержание температуры минус 18 градусов и оборудованы измерительными приборами с передачей данных о температурном режиме сразу в Россельхознадзор. В результате с рынка уходят вагоны-термосы и практически выбыли рефрижераторные секции, их осталось порядка 100 единиц. И к 2024 году останутся только рефрижераторные контейнеры. «Для того чтобы вывезти с Дальнего Востока рыбную продукцию, нам необходимы запланированные «Омсктрансмашем» объёмы рефконтейнеров. Но они не должны быть дороже китайских, которые стоят 1,2 млн руб.», – уточнил Виталий Момот.
По его словам, в противном случае операторы будут по-прежнему закупать парк за рубежом, несмотря на высокие, сопоставимые со стоимостью рефконтейнера таможенные пошлины, которые были введены сразу после того, как УВЗ выиграл тендер.
«Раньше не было необходимости возить мясную продукцию в рефконтейнерах по железной дороге, так как не было длинного плеча доставки. Она возникает только сейчас, так как в прошлом году появилась возможность поставлять мясо курицы в Китай именно в рефконтейнерах. Тем более что для увеличения товарооборота с Китаем предусмотрены меры государственной поддержки в виде субсидирования части затрат на перевозку и железнодорожным транспортом», – резюмировал заместитель руководителя Национальной мясной ассоциации Максим Синельников.
Источник: https://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1497644&sphrase_id=54472