Идея вице-премьера, полпреда президента РФ Юрия Трутнева выдавать квоты на добычу водных биоресурсов для стимулирования строительства рефрижераторных контейнеров вызвала критику рыбопромышленников. Доля рыбы в такой перевозке незначительна, целевое использование контролировать невозможно и операторам это будет невыгодно, предупреждают участники рынка.
Выделение квот на добычу водных биоресурсов в обмен на инвестиции в производство внутри страны рефконтейнеров нецелесообразно. Об этом говорится в письме Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ; включает структуры Русской рыбопромышленной компании Глеба Франка) главе Минвостокразвития Алексею Чекункову. Копия обращения есть у “Ъ”. С предложением расширить механизм инвестиционных квот на рефконтейнеры в марте выступил вице-премьер, полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев. Мера позволила бы решить проблему с дефицитом контейнеров и скопившейся на Дальнем Востоке рыбы из-за закрытия для продукции рынка Китая. Такая идея обсуждается, подтверждал на этой неделе глава Росрыболовства Илья Шестаков.
Как отмечается в письме АСРФ, рефконтейнеры принадлежат операторам, и международные компании не принимают к перевозке грузы в «чужих» контейнерах, особенно с низким температурным режимом, поскольку отвечают за сохранность продукции. В итоге рыбопромышленникам придется самим решать вопрос с передачей или продажей контейнеров операторам. По словам президента АСРФ Алексея Осинцева, это будет похоже на нецелевое использование квот, поскольку будет развиваться не рыболовство, а отдельный бизнес.
Контейнеры не связаны напрямую с рыболовством: их используют и для другой продукции, потому включение их в качестве объектов для инвестквот необоснованно, согласен замдиректора УК «Норебо» Сергей Сенников.
Как поясняют в АСРФ, на рыбу приходится только малая часть перевозок рефконтейнерами и в основном речь идет о продукции с высокой добавленной стоимостью (филе и фарше), тогда как 87% российских поставок — это неразделанная рыба и рыба потрошеная без головы. Кроме того, инициатива повлечет потери для потенциальных владельцев контейнеров из-за порожних перевозок, предупреждает в письме АСРФ. Глава Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья (АРПП) Георгий Мартынов добавляет, что в итоге возможен рост цен на рыбную продукцию.
Член совета Ассоциации организаций продуктового сектора (объединяет операторов и владельцев рефрижераторного подвижного состава) Андрей Гречкин подчеркивает, что дефицита контейнеров нет, а есть необходимость постоянного обновления и планомерного увеличения парка с учетом роста рынка. По его словам, для этого необходима программа государственного лизинга. А для развития перевозки рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью необходимо прежде всего развивать строительство судов и береговых заводов, что уже предусмотрено механизмом инвестиционных квот, указывают в АСРФ.
Основной производитель рефконтейнеров — Китай. Сейчас инвестиции в рефконтейнеры в РФ осложняются как относительно низкой себестоимостью у китайских компаний, так и тем, что в России железнодорожные тарифы на перевозку рефконтейнеров заметно выше, чем на обычные. В 2019 году контракт на разработку рефконтейнера с Минпромторгом заключил Уралвагонзавод, серийное производство начнется в ближайшее время.
В Минвостокразвития на вопросы “Ъ” не ответили. В Росрыболовстве заявили, что вопрос выделения квот под строительство рефконтейнеров обсуждался ранее на межведомственных совещаниях с участием представителей отрасли и сейчас находится в стадии проработки. Там добавили, что в Китае открыта возможность перевалки рыбной продукции через контейнерные поставки, хотя и невозможны перевалки навалом, которые традиционно используют российские рыбаки. Также у рыбопромышленников есть возможность отгружать продукцию в Японию и Южную Корею, указали в агентстве.
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4773416