Логистический рынок сегодня должен очень оперативно адаптироваться к динамичным изменениям в отечественной и мировой экономике. Как идёт поиск эффективных решений и какие застарелые проблемы ещё остаются рассказывает журналу «Империя холода» президент Ассоциации организаций продуктового сектора (АСОРПС) Михаил Синёв.
Динамика перевозок скоропортящихся грузов
— Михаил Юрьевич, насколько вырос рынок перевозок скоропортящихся грузов железнодорожным транспортом в 2023 году?
— Для наглядности возьмём данные на глубину трёхлетнего периода с 2021 по 2023 годы. Общий объём перевозок «скоропорта» (а именно, внутрироссийские перевозки, экспорт, импорт, транзит) немного увеличился в 2023 году по отношению к предыдущему году и составил 7,7 млн. тонн (рост 1,8%).
По роду подвижного состава в общем объёме наблюдается рост перевозок в вагонах термосах: 2023 к 2022 году — на 10,1%, а также в универсальных контейнерах — на 7,6%. Падение перевозок произошло в рефрижераторных секциях — на 22%. В предыдущий период (2022 к 2021 году) было увеличение на 7%.
В рефконтейнерах уменьшились объёмы перевозок на 11% по отношению к 2022 году. Это произошло за счёт снижения экспортно-импортного сообщения и транзита. Во внутрироссийском сообщении перевозки выросли на 6,2%.
Объёмы транспортировки упали в термос-контейнерах: в 2023 году — на 70%. В предыдущий период (2022 к 2021 году) также было снижение на 66%. В универсальных крытых вагонах в минувшем году продолжалось уменьшение перевозок — на10% (в 2022 к 2021 году было снижение на 13,2%).
Развитие новых логистических маршрутов
— Расскажите, какие новые логистические маршруты открывались в 2023 году, какие разрабатывались сервисы?
— Ключевой тренд 2023 года — активная геоэкспансия российских операторов рефрижераторных контейнеров, которые успешно внедряют свои новые сервисы, замещая ушедших иностранных участников. К уже открытым в 2022 году направлениям, таким как Вьетнам, Китай и Турция, добавились новые страны Юго-Восточной Азии, включая Таиланд и Малайзию.
Внутри страны наметилась тенденция развития каботажных перевозок на Северо-Западе, в частности между Санкт-Петербургом и Калининградом. Многие основные участники рынка рефрижераторных перевозок активно участвуют в этом направлении, даже поставили собственные суда.
Появляются новые игроки, включая региональные компании, которые стремятся создать собственные сервисы на собственных активах. Стабильно работают традиционные направления, такие как Владивосток-Сахалин-Камчатка-Магадан.
В новых торговых операциях наши участники сталкиваются с сильной конкуренцией со стороны иностранных операторов, которые давно работают на этом рынке. При этом российские операторы оптимизируют цепочки поставок, предлагают конкурентные рыночные условия для грузовладельцев.
Таким образом, рынок перевозок скоропортящихся грузов в 2023 году показывал динамичное развитие, одновременно обретая черты стабильности.
— Покажите, пожалуйста, это на примере конкретных компаний.
— Сегодня очень важно расширение географии железнодорожных перевозок. Компания «РЖД-Логистика» подключила к карте сервисов китайские города Сиань и Циндао. Кроме того, она вывела на регулярную основу перевозки по восточной ветке коридора «Север-Юг». В целом «РЖД Логистика» за 2023 год оформила в 4,7 раза больше таможенных деклараций, чем в 2022 году.
«Рефагро» в апреле 2023 года запустила первый прямой, регулярный экспортный рефрижераторный поезд из Москвы в Чэнду. Срок доставки мясной и другой продукции из России и Белоруссии в Китай теперь составляет всего 18 дней.
Компания «Рускон» значительно нарастила объём скоропортящихся грузов, прибывающих из Ирана и Азербайджана на таможенный терминал «Виадук» в Дагестане
«Еврологистик» уже в текущем году запустил сквозной мультимодальный сервис «Южный экспресс» со станции «Ростов Товарный» на основные порты Китая в составе контейнерного поезда с перевалкой через дальневосточные порты. Он включает доставку в том числе продовольственных грузов.
Высокие результаты показывает «ВладРефТранс», работающий также на железнодорожных маршрутах Владивосток-Москва и Санкт-Петербург-Владивосток. Вырос не только объём перевозок, но и номенклатура грузов. «РЖД Логистика» запустила сервис «Фармэкспресс», который обеспечивает непрерывность холодильной цепи на всём маршруте следования.
Увеличение объёма железнодорожных перевозок вызвало перегруженность мощностей на дальневосточном направлении. Это дало импульс игрокам, таким как «Рефагро» и «Полярная звезда», развивать рынок доставки грузов из Китая и Юго-Восточной Азии через Индийский океан и Суэцкий канал.
Налажены маршруты из Средиземноморья, Индии, ОАЭ с отправкой грузов в Новороссийск и Петербург. «Полярная звезда» расширяет перевозки из Латинской Америки.
Снижение мировых ставок фрахта в 2023 году привело к изменению парадигмы. Неэффективные участники рынка или компании, временно арендовавшие дорогие суда в тайм-чартеры из-за повышенного спроса, постепенно покидают рынок. Это приводит к его балансировке, наблюдается тенденция к нормализации сервисов, остаются только сильные участники с высокими компетенциями и эффективным флотом.
В 2023 году компания «Дальрефтранс» и группа компаний «Феско», которая в конце года перешла под управление «Росатом», запустили первый российский сервис на африканский континент из Египта с использованием собственного судна и контейнерного оборудования. Этот шаг был весьма благоприятно воспринят египтянами. Кроме того, компании начали осуществлять перевозки из Индии на своих собственных судах.
Также в 2023 году мы стали наблюдать появление активных компаний, которые обслуживают, прежде всего, интересы крупных грузовладельцев, импортёров или экспортёров. Так, «Тандер» запустил собственные суда в Черноморском бассейне. То же самое сделала компания «Ресурс». Собственный парк контейнеров приобретает группа компаний «ТИГР» и компания «НОРЕБО»…
— Наш журнал уже писал об экспорте живого краба. Как развивается этот проект?
— Группа компания «АНТЕЙ» впервые в истории доставила живого краба из Баренцева моря по Севморпути на рынок Китая. Маршрут становится не только постоянным, но и расширяет объёмы.
На Находкинском судоремонтном заводе строится серия из восьми судов, предназначенных для добычи живого краба в Беринговом, Баренцевом, Охотском морях и его перевозок. Каждое такое судно сможет хранить до 120 тонн живого краба в танках общим объёмом 680 м3. На сегодняшний день в мире нет аналогов таким судам.
Кроме морского, налажены автомобильный и авиационный маршруты доставки живого краба в Москву и далее в ОАЭ. В Мурманске и в Москве созданы первые в России высокотехнологичные комплексы для его хранения и транспортировки. Новые логистические цепочки открыли прямой коридор между Мурманском и странами-покупателями краба. И это, пожалуй, самый инновационный инфраструктурный проект в пищевой индустрии за последние годы.
Выбывающий парк: старые проблемы и новые решения
— Каков сегодня объём парка рефконтейнеров и что с ним происходит?
— Уход логистических операторов — лидеров мирового рынка — поставил перед отечественными компаниями задачу замещения выбывающего парка. В 2023 году они продолжили модернизацию и расширение парка рефконтейнеров, который, по данным нашей Ассоциации, достиг рекордного числа — 11 382 штук.
— Таким образом, старение контейнерного парка смогли приостановить?
— Средний возраст контейнеров сократился, так как на данный момент преимущественно приобретаются новые. Начиная с 2018 года, их средний возраст уменьшился более чем в два раза, что соответствует мировым стандартам для данного сегмента логистики.
Рост парка контейнеров органически замедлится, дальше приоритет будет уделяться обновлению и замене старых на новые. Этому способствует и использование контейнеров в гружёном состоянии, которое, по данным Ассоциации, пока не превышает 50%, в то время как норматив составляет 65-70%.
Исходя из складывающейся модернизации парка, есть потенциал для увеличения объёма перевозок до 1,5 раза относительно результатов 2023 года. Следует при этом отметить, что льготный период для импорта новых рефконтейнеров исключительно зарубежного производства заканчивается в текущем году.
Итак, несмотря на все проблемы, прежняя нехватка этого парка в настоящее время уже неактуальна. Контейнеров достаточно как для внутренних, так и для международных перевозок.
Сегодня нужно смотреть в завтрашний день и при этом избегать малейшего риска, связанного с технологическими санкциями и запретом импорта оборудования. И здесь единственный верный выход — опираться на отечественные разработки, способствовать их продвижению.
— Можете рассказать о таких реальных разработках?
— Компания «Термокон», к примеру, уже развернула производство автономного крупнотоннажного рефрижераторного контейнера. Уровень локализации доходит до 90%. Это достойное предложение рынку не только по цене, но и по технологическим решениям.
Но я хотел бы в этом случае акцентировать внимание даже не на разработках. Как бы много контейнеров ни было построено внутри страны или импортировано, если они не будут нормально ротироваться на полигоне, мы не сможем эффективно их использовать и окупать капитальные вложения.
Необходимо принять меры по улучшению оборачиваемости контейнерного парка. В частности, нужны приоритеты для рефрижераторных контейнерных поездов. Назрело введение самого понятия «рефрижераторный контейнерный поезд» — как поезд, состоящий на 80% и более только из рефконтейнеров, следующий в направлении Восточного полигона.
Основные перевозки у нас всё-таки в направлении с Запада на Восток и обратно. Невозможно бесконечно строить контейнеры в Китае и потом бросать их в Москве. Срок жизни контейнера, его активной эксплуатации составляет около 10 лет…
— Речь, конечно, не только о контейнерах. АСОРПС уже давно обращает внимание на проблему старения всего подвижного состава.
— На этот процесс сильно влияет решение Росжелдора об ужесточении требований к продлению жизни вагонов через модернизацию и запрет курсирования вагонов, продлённых по техническому решению на полигоне РЖД.
Такая система приводит к необоснованным ремонтам, которые усложняют работу операторов. Так, доля перевозок изотермическими вагонами рыбных, мясных грузов постоянно снижается, однако растёт спрос на перевозки в этом подвижном составе других продовольственных, а также непродовольственных грузов.
В случае с изотермическими вагонами сохраняются давние тренды на старение и сокращение парка. А вот в сегменте рефрижераторных вагонов в прошлом году произошёл настоящий прорыв в разработке отечественного подвижного состава. Компания «РусРеф» закончила опытно-коммерческую эксплуатацию первых восьми автономных рефвагонов (АРВ), успешно выполнив 99 коммерческих рейсов со всеми основными типами грузов во всех климатических зонах России во все времена года.
Опытная эксплуатация позволила собрать ценные данные об особенностях реального использования АРВ и учесть все пожелания операторов. Вагон стал по-настоящему «операторским», поскольку его конструкция сложилась с учётом мнения тех, кто его эксплуатирует.
— Как в опытной эксплуатации осуществлялся контроль непрерывной холодильной цепи?
— Член АСОРПС «Адвантум» принимал участие в эксперименте как технологический и экспертный партнёр. По результатам эксперимента была определена возможность контроля НХЦ, зафиксированы проблемы и их причины. Кроме того, определены векторы развития контроля НХЦ как для правительства Москвы, так и в его партнёрстве с Россельхознадзором и Минсельхозом.
В 2023 году доля китайских производителей коммерческого автотранспорта, используемого для НХЦ, выросла до 90%, а холодильных установок для автотранспорта до 30%. Компания «Адвантум» учла эти изменения и реализовала протоколы азиатских производителей холодильных агрегатов в своем проекте ThermoFleet. Таким образом, обеспечена гарантия работы новых транспортных средств в непрерывной холодильной цепи.
Активно развиваются и другие члены АСОРПС, специализирующиеся на создании высокотехнологичных продуктов. Так, компания «РД-Групп», производящая оборудование для непрерывного контроля холодильной цепи, провела замену санкционноопасных электронных компонентов на доступные аналоги.
Благодаря инвестиционной программе, начавшейся в 2021 году, «Владморрыбпорт» значительно увеличил свои контейнерные мощности. Оптимизация производственной инфраструктуры, демонтаж и техническое перевооружение позволили увеличить вместимость контейнерных площадок в 2023 году на 30% по сравнению с 2022 годом. Общий объём капиталовложений в развитие портовой инфраструктуры к 2024 году составит более 8 млрд. руб.
«Владморрыбпорт» активно участвовал в создании замкнутой холодильной цепи поставки рыбопродукции по единому тарифу с Охотского и Берингова морей в порты Китая и в любую точку России.
2023 год запомнится открытием новых возможностей, которыми эффективно воспользовались члены АСОРПС. Наша главная задача в 2024 году — закрепление и развитие положительных тенденций в нашей отрасли, которая не только обеспечивает продовольственную безопасность страны, но и приносит огромный доход государству.
Cold Chain Eurasia будет ежегодной
— В сентябре минувшего года прошла первая международная конференция по непрерывной холодильной цепи Cold Chain Eurasia. Получит ли она развитие?
На ней рассматривались многие из вопросов, о которых я сейчас рассказал. Участие в мероприятии приняли 287 экспертов: представителей бизнеса, отраслевых ассоциаций и органов власти из России, стран ближнего зарубежья, Европы и Азии.
Мероприятие, организованное АСОРПС и Expo Solution Group при поддержке Координационного совета по трансъевразийским перевозкам КСТП и Россоюзхолодпрома, получилось по-настоящему масштабным и интересным. В рамках конференции состоялось четыре тематических мероприятия, центральным из которых стала пленарная сессия «Рынок скоропортящейся продукции: Тренды, вызовы и требования со стороны экономики».
19 сентября 2024 года в Санкт-Петербурге в КВЦ «ЭКСПОФОРУМ» мероприятие пройдёт уже во второй раз. Его организаторами в этом году выступают КСТП, АСОРПС и ООО «Экспосолюшенс Групп». Конференция вновь объединит всех участников товаропроводящей цепи термочувствительной продукции из России, Китая, Индии, Ирана, стран ЕАЭС.
К участию приглашаются представители всех звеньев непрерывной холодильной цепи: транспортные и логистические компании; производители холодильного оборудования и технологий; операторы складских и распределительных центров; IT, финансовые и страховые компании. А также — отправители термочувствительных грузов (пищевой, химической, косметической, фармацевтической продукции).
Уважаемые коллеги, приглашаем Вас и ваших представителей принять участие в этом году в Международной конференции по непрерывной холодильной цепи — Cold Chain Eurasia.