Дата публикации: 28.06.2024
В РОССИИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ СОВРЕМЕННЫЕ ХОЛОДИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ХРАНЕНИИ, ТРАНСПОРТИРОВКЕ И ПЕРЕРАБОТКЕ ПРОДУКЦИИ АПК. НО, ПО МНЕНИЮ ЭКСПЕРТОВ, ПЕРЕВОД РЕФРИЖЕРАТОРНЫХ КОНТЕЙНЕРОВ НА НОВЫЕ ХЛАДАГЕНТЫ МОЖЕТ ОБЕРНУТЬСЯ ПОТЕРЕЙ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ НА МИРОВЫХ РЫНКАХ.
Сегодня отрасль готовится к переходу на природные и новые хладагенты в связи с сокращением квоты потребления гидрофторуглеродов (ГФУ) в 2025–2030 годах. Этому была посвящена дискуссия в Торгово-промышленной палате (ТПП) на совместном заседании Комитета по развитию агропромышленного комплекса (АПК) и Совета ТПП РФ, которое прошло 21 июня. Ситуация с рефрижераторными контейнерными перевозками остаётся сложной.Кигалийская поправка
Напомним, что в марте 2020 года Россия ратифицировала Кигалийскую поправку к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, включая ГФУ. При этом фреон R134а также входит в эту группу веществ, но остаётся основным хладагентом для российского и глобального парка рефрижераторных контейнеров. По правительственному плану Россия должна сократить объёмы потребления гидрофторуглеродов с 2020 года на 5%, с 2025 года – на 35%, с 2029 года – на 70%, с 2034 года – на 80% и с 2036 года – на 85%. В дальнейшем остаётся неограниченная возможность использовать гидрофторуглероды в объёме 15% базового уровня. С 1 января 2033 года поправкой вводится запрет импорта и экспорта ГФУ для любых государств, не являющихся сторонами Монреальского протокола. На текущий момент поправку ратифицировали 92 страны, следует из информации Правительства РФ.
Затраты на замену
Основные мировые производители контейнерного оборудования ещё не пришли к общему стандарту хладагента. В качестве временного переходного варианта для заправки рефконтейнеров предлагается хладагент R513a, который в настоящее время используется мало и не поставляется в Россию. Генеральный директор оператора рефрижераторных контейнерных перевозок «Дальрефтранс» (входит в Транспортную группу FESCO) Андрей Гречкин предложил несколько вариантов, которые не приведут к коллапсу в отрасли: «Более радикальный и скорее гипотетический – ввести мораторий в РФ на снижение потребления хладагента R134а как минимум до 2035 года. За это время парк контейнеров обновится и будет готов к безболезненному переходу на R513a. Второй – с учётом небольшого участия рефрижераторных контейнеров в потреблении ФГУ в России (по оценкам АСОРПС, до трёх тонн в год) – выделить безусловную квоту для них внутри общероссийской квоты».
Кроме того, если не продлить сроки перехода на новый хладагент, рефрижераторные перевозки в стране могут значительно подорожать. По оценке гендиректора «Дальрефтранса», переоборудование на альтернативные хладагенты, например R513a, потребует больших расходов, и эти затраты будут заложены в стоимость транспортировки для конечных пользователей. «Грубые совокупные затраты на эту операцию составят, по нашей оценке, до 15–20 млрд руб. по всем компаниям – членам Ассоциации организаций продуктового сектора», – отметил Андрей Гречкин.
Поскольку РФ поддержала экологические общемировые тренды, государство уже потратило до 1 млрд руб. на обновление российского парка рефконтейнеров. В России около 11 тыс. новых рефконтейнеров, и около 5 тыс. из них было куплено с господдержкой. В новых условиях санкций переход на новый хладагент осложняется, поскольку изменились и рыночные, и геополитические реалии. «Производители оборудования постоянно ведут поиск новых технологий, чтобы обеспечить компромисс между грузоперевозками и экологией», – подчеркнул гендиректор ГК «Транстек» Дмитрий Келарев.
Источник: https://www.gudok.ru/zdr/171/?ID=1672745