По оценке организаторов перевозки, введение системы контроля непрерывной холодовой цепи обеспечит соблюдение температурных норм при хранении и доставке, а также уменьшит количество досмотров груза контролирующими органами, что поспособствует переориентации скоропортящейся продукции с автомобильного транспорта на железнодорожный.
Направленный РЖД проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в РФ» и Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта РФ» в его нынешнем виде представляет собой серьезную угрозу для всего рынка, а реализация данной инициативы повлечет массовый отток компаний из этого сегмента и будет способствовать монополизации отрасли.
Чего ждать от индустрии грузоперевозок компаниям малого и среднего бизнеса
Многие компании малого и среднего бизнеса вынуждены уделять логистике серьёзное внимание - от своевременной доставки сырья или готовой продукции зависит их экономика. Поэтому все тренды индустрии логистики важны и для них. О том, какие изменения претерпевает рынок перевозок в России и как он будет развиваться в ближайшем будущем, порталу Biz360.ru рассказали гендиректор компании «Термокон Групп» Станислав Станкевич и гендиректор компании LogoSoft Иван Пачко.
«Росатом» изучает возможность сделать Севморпуть (СМП) конкурентом ОАО РЖД по вывозу рыбы с Дальнего Востока и может использовать для этого атомный лихтеровоз «Севморпуть». Проект может стартовать в третьем квартале, и в Росрыболовстве говорят, что морские перевозки рыбы значительно дешевле. Но, по данным “Ъ”, экономика маршрута еще не просчитана. Эксперты и рыбопромысловые компании указывают на необходимость регулярных рейсов по СМП с привлечением более дорогих грузов для снижения удельной стоимости перевозок рыбы.
Условия доставки железной дорогой скоропортящихся товаров нарушаются, приводя к высокой доле некондиционного товара. Логистам выгоднее возить скоропорт в обычных контейнерах или вагонах, не тратясь на более дорогостоящий рефрижераторный или изотермический парк, утверждают его владельцы. Поставщики признают потерю качества товара в пути, хотя крупные ритейлеры пока не фиксируют притока некондиционного скоропорта. ОАО РЖД, ФАС и эксперты сходятся в том, что нужно менять тарифную систему для спецпарка, повышая его конкурентоспособность путем сближения тарифов с обычными контейнерами.
Ассоциация операторов рефрижераторного подвижного состава (АСОРПС) составила перечень скоропортящихся продуктов, которые чаще всего перевозились в прошлом году по ж/д с нарушениями.
Несоблюдение норм транспортировки таких продуктов влечет серьезные отравления среди россиян, а также сокращение сроков годности продукта. В частности, может получиться так, что из-за несоблюдения температурного режима при транспортировке йогурт, срок годности которого истекает через неделю, де-факто испортится уже через 2 дня.
Пятое место в рейтинге занимают вина. Порядка 90% всех изделий этой группы перевозятся по ж/д с серьезными нарушениями.
На четвертой позиции – сыры и молочные продукты: 30–40% транспортируется с нарушениями.
Тройку лидеров открывают консервы. Порядка 90% общего объема перевозимых по ж/д консервов транспортируются с нарушениями. Примечательно, что детское питание также относится к консервам. И в этом сегменте каждая третья банка (то есть 30% всех детских консервов) транспортируется с нарушениями.
На втором месте по количеству нарушений при транспортировке занимает пиво: 30% от общего объема перевозится с несоблюдением норм поставки.
Самыми «популярными» скоропортящимися продуктами, перевозимыми по ж/д с грубыми нарушениями, стали соки и воды. Около 60% транспортируется с нарушениями.
Авторы рейтинга пояснили, что под нарушением в первую очередь понимается умышленное искажение наименования груза, указанного в ж/д-накладной, против того, что по факту есть в вагоне. Например, когда под видом макарон в контейнере перевозится мясо или овощи.