В прошлом месяце из-за обнаружения следов инфекции китайская сторона начала вводить запреты на импорт российской рыбы. Пока эта мера коснулась только четырёх российский судов. По данным участников рынка железнодорожных перевозок, через сухопутные границы на данный момент ограничений нет.
Как сообщил в ходе совещания с представителями рыбацкого сообщества, которое прошло 30 сентября, заместитель главы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору РФ (Россельхознадзор) Константин Савенков, китайская сторона уже не первый раз заявляет о том, что в экспортируемой из России сельскохозяйственной продукции обнаруживаются следы COVID-19. «За последние две-три недели мы получили от КНР несколько официальных уведомлений о том, что на упаковке нашей рыбопродукции были выявлены следы вируса», – сказал он.
«Нам известно, что китайская сторона для исследований проводит смывы с внутренней поверхности контейнеров, наружной и внутренней упаковки продукции. При этом на двух российских судах предварительная проверка вируса не обнаружила. Однако когда продукция поступила на склад в Китае, два грузчика заразились коронавирусом. Китайские власти связали это с российской продукцией и попросили Россельхознадзор ввести ограничения в отношении компаний-поставщиков», – добавил Константин Савенков.
Пока китайская таможенная служба ввела четырёхнедельное ограничение на экспорт продукции только четырёх российских судов.
По словам президента Ассоциации организаций продуктового сектора Михаила Синёва, сейчас ограничения есть только на ввоз рыбы через китайские порты – сухопутные границы под запрет не попали. «Отчасти это связано с тем, что порты работают в более рисковой зоне – разгрузка больших партий рыбы осуществляется с привлечением рабочих, которые находятся в зоне риска. В случае с железной дорогой партии меньше и процесс транспортировки наименее контактный – рыба находится в рефконтейнерах, которые закрыты и опломбированы», – заметил он.
Отметим, что Россия для КНР является крупнейшим поставщиком рыбы, на которую в 2019 году приходилось около 14% всего китайского импорта в этой категории. При этом РФ экспортирует в Китай примерно 60% отечественных морепродуктов, в 2019 году в страну ввезено 1,1 млн тонн рыбы на сумму $3,27 млрд.
По мнению президента Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Германа Зверева, в случае приостановки и запрета экспорта российская рыбная отрасль понесёт огромные убытки, которые могут достигнуть $50–60 млн в ближайший месяц. «Уже сейчас средние цены в Китае на нашу продукцию упали на 20% (до $1150. – Ред.), несмотря на то что в этот период обычно экспортные цены на минтай существенно растут», – сообщил он.
Если ограничения продолжат действовать, рыбопромышленники понесут значительные убытки – цена может упасть ниже $900 за 1 тонну в I квартале 2021 года, и они потеряют до $90–100 млн.
Михаил Синёв отметил, что если КНР всё-таки введёт полный запрет, который распространится и на железнодорожные перевозки, то экспорт российской рыбы по железной дороге может полностью прекратиться. «Сейчас хорошо развито только российско-китайское направление – с сентября партии с российской рыбой поступают в Китай еженедельно. Ранее – один раз в месяц или в две недели», – добавил он.
Однако даже после полного запрета ОАО «РЖД» и операторы не должны понести серьёзных убытков, так как железнодорожным транспортом морепродукты в основном отправляются на внутренний рынок. «По сравнению с морским и автомобильным транспортом процент перевозок по железной дороге небольшой, потому что данный канал экспорта работает сравнительно недавно», – резюмировал Михаил Синёв.
Константин Савенков отметил, что Россельхознадзор находится в постоянном контакте с китайской стороной для выработки наиболее приемлемого для всех сторон решения. Ведомство уже запросило у китайского таможенного управления результаты исследований. Россельхознадзор предложил проводить исследования на наличие следов инфекции экспортной продукции и упаковки в собственных лабораториях. Это поможет не допустить введения более серьёзных мер со стороны Китая, а также станет весомым аргументом при возникновении споров.
По мнению железнодорожных операторов, запрет на экспорт рыбы по морю может сыграть им на руку и переключить часть рыбной продукции на сухопутные маршруты.
Источник: https://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1537859&archive=2020.10.07