Росрыболовство хочет повысить эффективность субсидирования перевозки минтая в центр России из Дальнего Востока перед продлением действия меры на 2022 год. Агентство предлагает рыбакам, ОАО РЖД и операторам контейнеров заключить соглашение, по которому часть средств получат владельцы подвижного состава для компенсации обратной порожней перегонки.
Продление субсидирования железнодорожных перевозок минтая с Дальнего Востока в центр страны на 2022 год может потребовать повышения эффективности меры поддержки, сообщил представитель Росрыболовства на совещании на минувшей неделе. Об этом “Ъ” рассказали участники встречи. По их словам, агентство предлагает операторам рефрижераторных контейнеров включить в тариф стоимость обратной перегонки пустых контейнров, таким образом часть субсидии будет перераспределена в пользу операторов. Для этого предлагается заключить «неформальное соглашение» между ОАО РЖД, операторами и рыбопромышленниками, говорят собеседники “Ъ”.
Премьер Михаил Мишустин подписал постановление о субсидировании железнодорожной поставки минтая с Дальнего Востока в центральную часть России 26 июля. Мера рассчитана до конца года и должна увеличить отгрузки. По данным Росрыболовства, из-за фактического закрытия границ с Китаем в конце прошлого года на Дальнем Востоке занято около 90% холодильных мощностей. Минсельхоз уже подготовил проект постановления о продлении субсидирования перевозок минтая на 2022 год, говорил ранее президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев.
Субсидией предоставляется скидка в размере 100% железнодорожного тарифа. На 2021 год на перевозку минтая и филе минтая в одну сторону инициировано выделение 600 млн руб. из расчета примерно 6 руб. за 1 кг, сообщили в Минсельхозе.
Вопрос дополнительного соглашения там не прокомментировали. Руководитель объединенной пресс-службы Росрыболовства Дмитрий Клоков говорит, что пока прорабатывается вопрос сезонного субсидирования порожнего перегона рефрижераторных контейнеров во время лососевой путины. В ОАО РЖД отказались от комментариев. Источник “Ъ” в отрасли говорит, что монополия против неформальных договоренностей, а нужны прозрачные механизмы контроля.
Член совета Ассоциации организаций продуктового сектора (АСОРПС; объединяет операторов рефрижераторного сектора) Андрей Гречкин отмечает, что перегонка порожнего контейнера обойдется примерно в 150 тыс. руб., а на один контейнер выдается субсидия в 208 тыс. руб. По его словам, в соглашении с рыбаками может быть зафиксирована цена с учетом покрытия расходов на перегонку, а также количество контейнеров, которыми могут воспользоваться рыбопромышленники. ВАРПЭ готова обсуждать идею при участии Федеральной антимонопольной службы (ФАС) для снятия рисков классификации соглашения как сговора, говорит источник “Ъ”. В ВАРПЭ отказались от комментариев, в ФАС не ответили на вопросы “Ъ”.
Управляющий ГК «Доброфлот» Александр Ефремов говорит, что предложенная схема субсидирования перевозок минтая выглядит слишком сложной, чтобы быть эффективной.
К тому же нет гарантий, что любой из операторов логистической цепи доставки не поднимет цену на свои услуги ровно на ту часть в структуре цены доставки, которую субсидирует государство, добавляет он. Президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота Алексей Осинцев считает, что поддержку целесообразно оказывать при переработке минтая, а не при перевозке.
Глава Информационного агентства по рыболовству Александр Савельев сомневается, что даже предложенное соглашение переориентирует поставки рефрижераторных контейнеров на внутренний рынок. По его словам, отправка грузов на иностранные рынки, например в Южную Корею, стоит дороже, потому останется более выгодной альтернативой.
Источник: https://www.kommersant.ru/