– Алексей, требования о соблюдении температурного режима при транспортировке скоропортящейся продукции были всегда. Зачем понадобился отдельный закон «О непрерывной холодильной цепи» для пищевой продукции?
– В России действует несколько технических регламентов о безопасности пищевой продукции и на отдельные виды пищевой продукции, которые относятся к скоропортящейся – мясо, рыба, молочные продукты. Есть отдельный федеральный закон № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», есть Стратегия повышения качества пищевой продукции до 2030 года, кроме того, действуют приказы и инструкции ведомств, в которых прописано: органы власти следят за соблюдением температурного режима при транспортировке скоропортящейся продукции в рамках лимитов доведенных бюджетных средств, и это в условиях постоянно сокращающейся численности государственных гражданских служащих.
– Значит ли это, что перевозчик гарантирует потребителю безопасность скоропортящейся продукции?
– Это значит, что нормы закона исполняются теми силами и средствами, что есть, дополнительных бюджетных средств на их исполнение не выделяют. Более того, согласно действующему законодательству о качестве и безопасности пищевой продукции, в подавляющем числе случаев не представляется возможным установить, по чьей вине нарушается температурный режим обращения скоропорта.
Сейчас Россельхознадзор и Роспотребнадзор отвечают за свои аспекты обеспечения безопасности и качества пищевой продукции, Минсельхоз России – за реализацию положений технических регламентов Таможенного союза и ЕАЭС на пищевую продукцию, Минтранс – за реализацию международного соглашения СПС в России, есть еще Минпромторг – он отвечает за импортозамещение в отрасли производства холодильного оборудования как для складов и торговли, так и для всех видов транспорта, ветеринарные врачи на территориях следят за своими вопросами, а перевозчик на автотранспорте и оператор на железнодорожном транспорте (я имею в виду недобросовестного перевозчика или оператора) вообще считает, что речь идет о грузах, которые требуют особых термических условий, но он точно знает, когда, где и как эти температурные режимы надо создавать, а когда не надо.
– Чем законопроект, который вы разрабатываете, отличается от действующего законодательства?
– Он приведет всех к единой терминологии и классификации скоропорта. Кроме того, законопроект определяет орган власти, который будет отвечать за целостность и непрерывность холодильной цепи. И главное, будет определен источник финансирования функционирования и развития холодильной цепи.
– Требования не соблюдаются только в России или на территории всего Евразийского экономического союза?
– О технических регламентах ЕАЭС. В соответствии с договором о Союзе, который заключен в 2014 году, во всех странах Евразийского экономического союза применяются наднациональные требования технического регулирования – технические регламенты. Наднациональные нормативы инкорпорируются в законодательство каждой страны – члена ЕАЭС и регулируют минимальные требования безопасности, в нашем случае пищевой продукции, и температурный режим их обращения на всех звенья холодильной цепи – от поля до вилки.
Таким образом, наш законопроект будет, мы на это надеемся, основой для разработки изменений в техрегламенты и обеспечит выравнивание условной для всех участников рынка ЕАЭС. А за другие страны ЕЭАС я не могу говорить. Данные по России я уже озвучил ранее.
– На каком этапе сейчас принятие закона?
– К 1 июля мы разработали первую редакцию законопроекта, а начали работы в 2020 году. В разработке принимали участники члены АСОРПС, Россоюзхолодпрома, ВНИХИ – филиала Федерального научно центра пищевых систем им В. М. Горбатова РАН, НИИАС.