Главная \ Направления \ Работа с государственными органами \ Правила перевозки скоропортящихся грузов и внедрение НХЦ \ Мнение АСОРПС относительно опубликованного Проекта "Правил перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов"

Мнение АСОРПС относительно опубликованного Проекта "Правил перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов"

← Предыдущая Следующая →
0
2586

Напомним, что АСОРПС и многие другие операторы специализированных транспортных средств для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов, производители специализированных вагонов и термического оборудования, а также представители отраслевой науки заявляли на стадии публичного обсуждения в Минтранс России и на стадии обсуждения в Минэкономразвития, что не согласны с проектом Правил концептуально, а именно с тем, что:

1. Проект Правил полностью демонтирует действующую систему регулирования перевозок скоропортящихся грузов (исключены предельные сроки перевозок по периодам года, размыто понятие скоропортящегося груза, не принимаются во внимание различные теплотехнические характеристики транспортных средств). Вместе с тем грузоотправителю позволено выбирать транспортное средство безо всякой возможности обоснования своего выбора с точки зрения обеспечения условий для поддержания качества перевозимого груза (декларируемая система периодического контроля и освидетельствования транспортных средств отсутствует, не утверждены методики расчета предельных сроков перевозок грузов в режиме «термос», а также определения допустимых периодов использования неспециализированных транспортных средств). На месте демонтированной системы регулирования не создается никакой эффективной системы регулирования взамен. Контроль за температурными условиями перевозок подавляющей номенклатуры скоропортящихся грузов также полностью отсутствует. Перевозки скоропортящихся пищевых продуктов фактически приравнены к перевозкам досок или гвоздей, хотя в международной практике скоропортящиеся грузы обычно приравнивают к опасным.

2. Вследствие уничтожения объективных норм регулирования, проект Правил прямо способствует развитию нездоровой конкуренции на транспорте между рефрижераторными вагонами и контейнерами, с одной стороны, ВТ, ИВ‑термосами и КТТ – с другой, УКВ и УКК – с третьей. Также нездоровая конкуренция будет между транспортными средствами с различными теплотехническими параметрами в рамках каждой из обозначенных групп (например, качественным новым термосам нет возможности получить справедливое конкурентное преимущество перед рухлядью). Усугубляется данная ситуация действующей системой тарифов на перевозку (при том, что перевозчик не выполняет никакой дополнительной работы и не несет никакой дополнительной ответственности). Рассматриваемая редакция проекта Правил создает условия, когда единственным фактором, обосновывающим решение грузоотправителя по выбору транспортного средства, будет являться величина тарифа на перевозку. Это может привести, с одной стороны, к резкому ухудшению качества скоропортящихся грузов при перевозке, что выльется в массу судебных исков, с другой стороны – быстрой деградации отрасли хладотранспорта.

3. При такой системе неизбежно резкое сокращение инвестиций и банкротство многих действующих в данном сегменте операторов (причем в течение очень быстрого срока, в том числе по причине разрушения сложившихся логистических цепочек). Перспективы страхования перевозок СПГ в условиях фактической безответственности будут окончательно подорваны.

АСОРПС и другие представители отрасли предлагали следующее решение проблемы в этой связи. Если Минтранс России принял стратегическое решение, касающееся снятия с перевозчика ответственности за регулирование перевозок скоропортящихся пищевых продуктов, необходимо создать реально действующую систему принятия решений грузоотправителем с учетом не только формальных требований к качеству и безопасности грузов, но и реальных условий их выполнения с учетом возможностей железнодорожного транспорта, транспортных средств и известных технологий перевозки. Необходимо провести предварительную работу по выравниванию тарифов на перевозки скоропортящихся грузов в различных типах вагонов и контейнеров, разработать порядок покупки новых специализированных транспортных средств взамен старых с получением утилизационного сбора, разработать и утвердить в качестве национальных стандартов требования к условиям перевозок различных видов скоропортящихся грузов, обеспечивающих реальное выполнение требований соответствующих технических регламентов и стандартов на конкретные грузы, а также внедрить систему периодического контроля и освидетельствования специальных транспортных средств на железнодорожном транспорте с первоначальным этапом освидетельствования. Данная работа требует, как минимум, отложить принятие новой редакции рассматриваемых Правил. При этом любые действия в реализации вышеуказанных мероприятий должны быть представлены в виде дорожной карты, чтобы участники рынка могли подготовиться к регулирующему воздействию технически, технологически, в том числе скорректировать капиталовложения и инвестиции, оптимизировать логистические схемы доставки пищевой продукции.

Однако каковы изменения проекта Правил, сделанные Минтрансом? Принципиально они коснулись двух моментов:

фактический запрет использования крытых вагонов универсального назначения и универсальных контейнеров для перевозок скоропортящихся пищевых продуктов;

фактически бесконтрольный допуск вагонов‑термосов и контейнеров‑термосов на рынок перевозок замороженного мяса, рыбы и продуктов их переработки.

Технически, фактический запрет использования УКВ и УКК достигается при помощи изменений, внесенных в пункт 18 проекта Правил. В соответствии с ним, обязательное использование большой скорости при перевозках скоропортящихся пищевых продуктов распространяется и на перевозки в УКВ и УКК, что приведет к росту тарифа при перевозках в УКВ и УКК на 50 %, практически уравняв УКВ с рефрижераторными контейнерами и УКК с рефрижераторными вагонами (тариф на перевозки грузов в рефрижераторных контейнерах был в свое время искусственно завышен). При этом тариф на вагоны‑термосы и контейнеры‑термосы не изменится. Чтобы прикрыть очевидные лазейки, связанные с не отнесением пищевых грузов к скоропортящимся, в пункт 2 проекта Правил внесено следующее дополнение: «В соответствии с разделом 4 приложения 5 к Соглашению о международном грузовом сообщении (СМГС) определен перечень основных скоропортящихся грузов».

В указанной комбинации пунктов 18 и 2 проекта Правил производителям консервов, соков, пива и жиров придется даже в переходный период года использовать значительно более дорогостоящие термосы, потому что перевозка в УКВ и УКК будет еще дороже. С одной стороны, АСОРПС всегда заявлял свой протест против необоснованного (даже в действующих Правилах) использования неспециализированных вагонов и контейнеров для перевозок значительной части номенклатуры скоропортящихся грузов. С другой, мы также всегда выступали за объективные нормы регулирования перевозок скоропортящихся пищевых грузов, когда любое требование или норма соответствующим образом обосновано с точки зрения технических, технологических и организационных возможностей всех участников транспортного процесса.

То, что предлагается, противоречит действующему Уставу, в соответствии с которым скорость перевозки выбирает грузоотправитель. Использование термосов никоим образом не привязано к их теплотехническим параметрам, которые неизвестны, и Минтранс как минимум до 2022 года не планирует их исследовать (пункт 5 проекта Правил). При этом не установлены ни температуры предъявления грузов, от которых прямо зависит возможность качественной их перевозки в режиме «термос», ни предельные сроки в зависимости от периодов года, ни объективные запреты при перевозке свежих плодов и овощей, а также грузов, требующих вентилирования. Вообще, стоит отметить, что Минтранс России с каждой новой редакцией проекта Правил лишь повышает градус анархии и хаоса, в который они планируют ввергнуть отрасль, вместо установления объективно необходимого регулирования, которым они, как государственный орган, обязаны заниматься.

Особенно напряженная ситуация сложилась с предлагаемыми в новых Правилах условиями перевозок рыбы и рыбной продукции, а также мяса и мясной продукции замороженных (п. 11 в последней редакции проекта Правил). Указанная продукция обладает большим риском для здоровья и жизни человека в случае ее порчи или ухудшения качества. Отсюда соответствующие технические регламенты, устанавливающие нормы безопасности, а также стандарты в развитие указанных технических регламентов содержат строгие требования к допустимым температурам хранения и транспортирования, которые необходимо неукоснительно выполнять. Вместо этого наблюдается движение в сторону сознательного нарушения требований технических регламентов, когда разрешается возможность перевозок указанной скоропортящейся продукции без поддержания температурного режима (в режиме «термос») без ограничения продолжительности перевозки (предельные сроки и требования к температуре предъявления груза отсутствуют) в транспортных средствах, теплотехнические параметры которых неизвестны (действие пункта 5 проекта Правил, касающееся введения соответствующего контроля и освидетельствования отложено на 01 января 2022 года)!

При этом в тексте проекта Правил допускаются сознательные искажения требований соответствующих технических регламентов. В частности, в п. 11 проекта Правил сказано:

«В соответствии с пунктом 56 ТР ЕАЭС 040/2016 в процессе хранения, перевозки не допускается размораживание мороженной пищевой рыбной продукции».

Это общее требование, по сути, ничего не устанавливающее, поскольку неизвестно что понимать под «размораживанием». В п. 57 б ТР ЕАЭС 040/2016 прямо говорится: «мороженая пищевая рыбная продукция должна храниться при температуре не выше минус 18 °C», а п. 61 того же технического регламента еще более категоричен: «… колебания температуры воздуха в процессе хранения, перевозки и реализации пищевой рыбной продукции не должны превышать 2 °C». Однако при строгом выполнении указанных требований технического регламента ни о какой продолжительной (а в проекте Правил предельный срок перевозки вообще не установлен) перевозке рыбы и рыбной продукции в режиме «термос» не может идти речи.

В целом, в одном предложении, ситуацию с новым проектом Правил можно охарактеризовать следующим образом – беспрецедентные ничем не обоснованные преференции в пользу термосов со значительным ущемлением сферы естественного использования рефрижераторных вагонов и рефрижераторных контейнеров. Стоит ли говорить, что АСОРПС выступает против такого подхода к регулированию перевозок скоропортящихся грузов. Просим всех операторов также мобилизовать наши общие усилия, чтобы добиться пересмотра этого проекта Правил.

Полный текст правил

 

Комментарии

Комментариев пока нет

Последние новости
2604.24
24-25 апреля в Мумбае (Индия) состоялся бизнес-форум Международного Координационного совета по трансъевразийским перевозкам (КСТП) и Федерации ассоциаций грузовых экспедиторов Индии (FFFAI) «Индия-и-Мир».
0304.24
Президент Ассоциации организаций продуктового сектора (АСОРПС) Михаил Синев выступил на Международном экономическом форуме стран-участников СНГ, который прошел 28-29 марта в Москве.
2803.24

Президент Ассоциации организаций продуктового сектора (АСОРПС) Михаил Синев выступил с докладом на панельной сессии «Технологии и инновации в рыбной отрасли. Рыбная отрасль как драйвер роста субъектов малого и среднего бизнеса». В своей речи глава АСОРПС отметил основные факторы, влияющие на транспортировку рыбной продукции.

2703.24

19 сентября в КВЦ «Экспофорум» уже во второй раз состоится Международная конференция по непрерывной холодильной цепи Cold Chain Eurasia. Мероприятие вновь объединит всех участников товаропроводящей цепи термочувствительной продукции из России и граничащих с ней регионов: Китая, Индии, Ирана, стран ЕАЭС.

 

Члены и партнеры АСОРПС
ООО «Рефальянс»
ООО «Рефальянс»
ООО "Грузовая компания»
ООО "Грузовая компания»
ООО «Русреф»
ООО «Русреф»
ООО "НОВЕКА"
ООО "НОВЕКА"

 

закон

 

Разработка сайта JLC Management LLC 

Наш адрес:
115114 г. Москва, Железнодорожный пр-д. 11, стр.2
`$site.phones[0].num_title`
Яндекс.Метрика