В ходе IV Международного рыбопромышленного форума и Выставки рыбной индустрии в Санкт-Петербурге состоялась конференция «Непрерывная холодильная цепь (НХЦ) как инструмент сохранения качества пищевых продуктов». Ее организаторами выступили Ассоциация организаций продуктового сектора (АСОРПС) и Россоюзхолодпром.
Ее участники обсудили вопросы, связанные с обеспечением требуемых температурных условий в процессе поставок пищевых продуктов, комплекс соответствующих технических и технологических решений, пути реализации комплексного подхода по созданию НХЦ.
По словам президента АСОРПС сектора Михаила Синева, НХЦ в сфере транспортировки скоропортящихся продуктов сейчас отсутствует как явление. Проблема складывается из ряда факторов, но ключевую роль играют несовершенство нормативного законодательства, отсутствие единых норм для складов и транспорта, нехватка специальной инфраструктуры.
«Железнодорожным рефрижераторным вагонам сильно за 30 лет, вагоны-термосы – тоже старички с сильным износом, – отметил Михаил Синев. – Более того, вагонный парк никогда не был освидетельствован с учетом старения. То есть передавая груз на 10-20 суток пути, мы только догадываемся, в чем его повезут». В сфере автоперевозок, по данным спикера, освидетельствовано всего лишь 20-30% парка, и зачастую скоропортящиеся продукты перевозятся в крытых тентованных кузовах. Все это приводит к неконтролируемому ухудшению качества: в этой ситуации страдают и интересы покупателей, и поставщики – ценная продукция «теряется» на сотни миллионов рублей.
Председатель правления Россоюзхолодпрома Юрий Дубровин сообщил: и при сборе урожая и при вылове рыбы 20-40% продукции теряется из-за отсутствия должных условий хранения. Поэтому внедрение новых холодильных систем более чем актуально. Но в то же время непросто обстоят дела с производством самих холодильных установок – ключевые элементы производятся за рубежом, прежде всего в Китае.
Заместитель руководителя Департамента по вопросам качества пищевой рыбной продукции ФГБНУ «ВНИРО» Любовь Абрамова подчеркнула, что «нарушение температурного режима – самое больное для рыбной отрасли, особенно при транспортировке». «Везти далеко, разные часовые пояса, разные температурные режимы. Это неправильно даже для консервов», – сообщила Абрамова.
Старший научный сотрудник АО «НИИАС» Денис Давыдов представил комплексную методику по установлению параметров использования выбранной технологии перевозок скоропортящихся грузов, применяя которую грузоотправитель получает гибкий инструмент выбора транспортного средства с параметрами, позволяющими обеспечить требуемые температурные условия. Данная комплексная методика может быть реализована в информационных системах грузоотправителей, перевозчика и операторов транспортных средств и способствовать совершенствованию системы управления перевозками скоропортящихся грузов в условиях НХЦ.
Заместитель начальника Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Дмитрий Горох отметил, что в регламент перевозок следует заложить механизм экстренного реагирования – своевременный осмотр вагона, если с него поступает сигнал о росте температуры. Также предложено усилить межведомственное электронное взаимодействие: «Только имея единую цифровую среду можно обеспечить мониторинг и контроль», – подчеркнул представитель РЖД.
Руководитель проектов правового департамента АО «ГЛОНАСС» Ольга Воронина рассказала о недавнем эксперименте. Так, в июне-октябре 2020 года было осуществлено 17 перевозок скоропортящихся грузов, в том числе мультимодальных. Их общий пробег составил 145 785 км. Контроль осуществлялся с помощью интегрированных систем АСМ ЭРА на базе «ЭРА-ГЛОНАСС» и «Меркурий». Телеметрия велась с момента заморозки продукции до поставки ритейлерам. Максимальное время контроля составило 32 дня 23 часа по маршруту от города Артема Приморского края до Санкт-Петербурга. В процессе контроля выявлено 60 событий превышения заданного температурного режима. Суммарное время отклонений по этому маршруту – 19 дней.
Нарушений немало, но при этом система демонстрирует свою работоспособность и актуальность, заметила Ольга Воронина.
Между тем, как рассказал основатель и управляющий партнер компании ГК «Евросервис» Сергей Малофейкин, уже много лет компания ведет удаленный круглосуточный мониторинг холодильников. На счету уже 350 «умных» магазинов «Дикси»: холодильники удаленно можно включать, выключать, видеть их состояние. По мнению Малофейкина, на рынке сейчас достаточно технических средств – датчиков и ПО, чтобы обеспечить работу удаленных систем. «Только вот проблема: нет единого норматива, как и что и к чему подключить», – отметил предприниматель. А ООО «Данфосс» успешно реализует систему удаленного мониторинга в магазинах «Пятёрочка».
Есть в России и собственные разработки вагонов для перевозки скоропортящихся продуктов, обратил внимание президент Национального исследовательского центра «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин. Так, АО «Омсктрансмаш», входящее в холдинг УВЗ, предлагает 40-футовый рефрижераторный контейнер. Рефрижираторными сцепами занимаются ПАО «Камаз», ЗАО «Евросиб СПб». Уралвагонзавод и Алтайвагонзавод имеют свои разработки автономных рефрижераторных вагонов, и это далеко не полный список. Однако, сейчас на такие вагоны нет стабильного спроса из-за тарифной политики и инвестиционной составляющей, отметил эксперт. В штучном же исполнении вагоны слишком дороги.
На конференции также затронут вопрос подготовки кадров для отраслей холодильного машиностроения. По словам д.т.н., профессора, академика МАХ, Директора мегафакультета биотехнологий и низкотемпературных систем Университета ИТМО Игоря Баранова, популярность специальности растет: конкурс – три человека на место.
Главный научный сотрудник ВНИХИ - филиала ФГБНУ «ФНЦ пищевых систем им.В.М.Горбатова» РАНГеоргий Белозеров рассказал про холодильные технологии пищевых продуктов и требования к холодильнойинфраструктуре при переработке, хранении, транспортировании и реализации скоропортящейся продукции.Директор ООО "ИНГЕНИУМ" Христофор Джибгашвили поднял тему использования природных хладагентов.
По итогам обсуждения отмечено, что в России есть все необходимые технологии для создания НХЦ. В связи с этим участники конференции предложили направить обращение в Минсельхоз России о создании межведомственной рабочей группы при ведомстве для разработки проекта федерального закона о НХЦ с учетом лучших международных практик.
Источник: Пресс-офис Global Fishery Forum & Seafood Expo Russia 2021
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.