Об этом сообщили эксперты компании Адвантум (отечественный производитель программного обеспечения для комплексного управления транспортной логистикой), принимавшей участие в разработке проекта Федерального закона «О непрерывной холодильной цепи обращения пищевой продукции в Российской Федерации» (ФЗ НХЦ). Компания привлекалась в качестве оператора тестирования непрерывной передачи телеметрических данных в систему ГЛОНАСС о температурном режиме во время перевозки скоропортящейся продукции. По оценкам компании, система является полностью жизнеспособной и готовой к запуску после вступления ФЗ НХЦ в силу.
Новый ФЗ включит участников непрерывной холодовой цепи в единую структуру отслеживания фактических изменений температурных условий на всех этапах производства, перевозки, и хранения скоропортящихся товаров. Также закон будет определять сроки хранения системной информации о температурных условиях продукции. Ожидается, что это составит от одного года до трех лет в зависимости от категории товара. Для реализации контроля государства за непрерывным соблюдением температурных условий будет создан единый классификатор ресурсов НХЦ и единая система государственного мониторинга. Она будет представлять собой регулярный плановый сбор и обработку контрольных данных о соблюдении НХЦ для разных категорий продуктов. Инструментом для этого выступит новая федеральная информационная система, предназначенная для сбора, обработки, хранения и передачи документов и информации. При этом закон не обяжет участников НХЦ самостоятельно непрерывно контролировать температурный режим на всех звеньях цепи.
«А ведь это – самое важное, - считает Андрей Сидоров, руководитель сервиса ThermoFleet компании Адвантум, - Тем более, что все технические возможности для этого давно созданы. Но пока это дело добровольное, и непрерывный контроль температурного режима, например, во время перевозки, осуществляют в-основном крупные сетевые ритейлеры. По нашим данным, около трети лидеров рынка ритейла используют поверенные терморегистраторы с телеметрической передачей данных на базе отечественного софта. Это позволяет им сократить товарные потери на десятки процентов, в зависимости от категории. Например, без непрерывного контроля температурного режима во время перевозки, скажем, фруктов, потери могут достигать 30-35% перевозимого товара. Остальное попросту отбраковывается, потому что терморегистратор, установленный в изотермической кабине, не обладает способностью оперативно просигналить, что что-то пошло не так, соответственно, владелец груза получает информацию задним числом, вместе с испорченным товаром. Без возможности законодательно обязать всех участников НХЦ непрерывно контролировать температурный режим, закон оставляет участникам много лазеек для ухода от ответственности как друг перед другом, так и перед конечным потребителем».
На сегодняшний день серьезное госрегулирование логистики «температурных грузов» в России осуществляется только в сегменте фармацевтики, на уровне контроля за соблюдением определенных пунктов Санитарно-эпидемиологических правил Роспотребнадзора*. В отношении же перевозки и хранения пищевой продукции в нашей стране действует порядка десяти постановлений и приказов**, а также Федеральный закон о качестве и безопасности пищевых продуктов***, легитимизирующий международные нормы перевозки на территории РФ. В этих условиях, считают эксперты Адвантум, арбитражная защита прав грузовладельцев от некачественной перевозки скоропортящегося товара может быть обеспечена только в случае наличия в изотермическом кузове перевозчика терморегистратора, прошедшего официальную поверку в ФГИС (Федеральная государственная информационная система), передающего данные о состоянии температуры в режиме реального времени.
По данным открытых источников, включая информацию АСОРПС (Ассоциация организаций продуктового сектора), объем холодильного автотранспорта, использующего верифицированные датчики, на территории России на сегодняшний день колеблется в пределах 25-30%.
«Как производители программного обеспечения для комплексного управления транспортной логистикой, тесно связанной с ритейлом, мы можем смело утверждать, что рынок готов к тому, чтобы закрепить ответственность за сохранение качества товара на всех участках цепи, - добавляет Андрей Сидоров, - Характерно, что данный закон был инициирован именно участниками рынка, в лице Ассоциации организаций продуктового сектора, которая упоминалась выше. Со своей стороны, мы принимали участие в подготовке закона, как специалисты, разработавшие терморегистратор с функцией телематического блока, который уже долго и успешно работает на рынке, поэтому нам было, на что опираться в своей работе над законом. Мы тестировали инструментарий, на котором будет базироваться федеральная информационная система, предназначенная для сбора, обработки, хранения и передачи информации. Особое внимание мы уделили качеству и скорости передачи данных, так как это важнейший параметр. При наличии связи все успешно и оперативно передаются в режиме реального времени. Разумеется, потребуется экстраполировать решение на федеральный уровень, но это задача посильная, даже в текущих рыночных условиях. Так что, если закон будет скорректирован в сторону закрепления ответственности, он действительно будет работать на улучшение качества жизни наших граждан».
«АСОРПС как инициатор законопроекта о непрерывной холодильной цепи (НХЦ) заинтересована в соблюдении его основных принципов – прослеживаемости, открытости информации и подотчетности, стимулировании инноваций. В связи с этим мы не можем обойтись без внедрения в холодильную цепь современных технологий, которые не только позволят следовать этим положениям, но и помогут реализовать главную миссию законопроекта – обеспечивать граждан России качественными продуктами. Член нашей Ассоциации, компания Адвантум, как раз занимается разработкой инновационных приборов, при помощи которых в режиме реального времени можно отслеживать и фиксировать нарушения температурного режима на всем участке холодильной цепи. Они позволяют не только быстро выявить причину сбоя, но и решить проблему в оперативном порядке. Мы прогнозируем, что если все перевозчики начнут использовать поверенные терморегистраторы, то производственные потери уменьшатся, а конечный потребитель будет получать качественный продукт», - считает президент АСОРПС Михаил Синёв.
*СП 3.3.2.3332—16 Условия транспортирования и хранения иммунобиологических лекарственных препаратов от 14.07.2017.
** https://rosavtotransport.ru/ru/activities/atp/documents/
***ФЗ-29 от 13.11.2020 «О качестве и безопасности пищевых продуктов», Приказ Министерства транспорта РФ* от 30 июля 2014 года №211о выдаче свидетельства СПС) для продуктов питания.
Компания Адвантум – отечественный производитель программного обеспечения для комплексного управления транспортной логистикой. Компания работает преимущественно на рынке сетевого ритейла, фармацевтического производства и дистрибьюции, а также регулярно реализует проекты для государственного сектора и ряда нишевых сегментов, в том числе, и для промышленности. Адвантум разрабатывает глобальные высоконагруженные облачные системы, которые имеют возможность интеграции с любыми внешними корпоративными системами и локальной IT-инфраструктурой.
В портфеле у Адвантум – разработки для крупнейших операторов рынка ритейла, международных автоконцернов, глобальных операторов экспресс-доставки грузов, промышленных и добывающих предприятий.
В настоящее время более 1000 российских компаний использует системные разработки Адвантум. Системы, разработанные Адвантум, обеспечивают хранение и анализ более 5 миллиарда показаний датчиков и 1 миллиарда координат в месяц.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.