Рыба из приморского региона России активно уходит как на экспорт, так и на прилавки страны. За первые 6 месяцев 2022 года из Приморья и Сахалина за границу было отгружено около 600 тыс. тонн продукции. Большая часть отправилась за кордон морем, однако выросли и ЖД-перевозки. Только в июне текущего года из Приморского края по железной дороге было отправлено 66 тыс. тонн рыбной продукции. Холдинг сразу на 30% увеличил аналогичный показатель июня 2021 года.
Всего же с начала 2022 года экспортные поставки из Приморья по железной дороге составили 354,6 тыс. т рыбной продукции (+19,6% к аналогичному периоду прошлого года). Перевозка морепродуктов в контейнерах составила 265,9 тыс. т (+45,1%). При этом в январе — июне со станций Владивостокского региона ДВЖД в экспортном направлении отправлено 90,2 тыс. т морепродуктов. За аналогичный период 2021 года было погружено в 2 раза меньше. Только в прошлом месяце экспортные отправки рыбы с железнодорожных станций Приморья составили 13,2 тыс. т. Из них в Китай ушло 12,4 тыс. т.
По данным правительства Приморья, с начала года рыбаками края добыто более 460 тыс. т водных биоресурсов. Это на 9% больше аналогичного показателя 2021 года. Эксперты уверены, что делать прогнозы на второе полугодие пока рано. Ведь объёмы перевозки будут напрямую зависеть не только от цифр по добыче, но и от предоставленных государством и ОАО «РЖД» субсидий.
«Рост произошёл за счёт того, что стало предъявляться больше рыбы. В начале года по структуре минтай предъявляется в большей степени. Это основная, так сказать, единица груза, которая доступна к перевозке с Дальнего Востока, — рассказал vgudok.com президент Ассоциации организаций продуктового сектора Михаил Синёв. — А в связи с тем, что Министерство сельского хозяйства продлило субсидии на первую половину года и они были доступны, ими стали активно пользоваться рыбопромышленники, это сказалось на объёмах перевозки.
Операторы, со своей стороны, поддержали рынок достаточным предложением контейнеров.
Если говорить про перспективы, то вторая половина года исторически всегда интереснее, больше по объёму за счёт подхода дикого лосося на Дальнем Востоке. Лососёвая путина более концентрированная — в короткий промежуток времени приходит больше груза. Но в этом году наука даёт не очень оптимистичный прогноз.
Пока все рыбопромышленные предприятия, которые специализируются на ловле красной рыбы, на паузе, потому что нет однозначного подтверждения или опровержения этому прогнозу. Начало путины неплохое, но основные подходы рыбы ещё не произошли, и поэтому сложно делать выводы о том, будет больше перевозок или меньше, чем в прошлом году».
Основной объём морепродуктов отгружен в адрес грузополучателей Московской области (18,1 тыс. т), Сибири (16,8 тыс. т) и Урала (15,3 тыс. т). Экспортные отправки рыбы с железнодорожных станций Приморья в июне текущего года составили 13,2 тыс. т, из них в Китай — 12,4 тыс. т.
Некоторые специалисты предполагают, что рост цифр связан с тем, что по железной дороге стали перевозить больше красной икры. С 1 июня на Дальнем Востоке традиционно стартовала лососёвая путина, начали ловить нерку. Раньше свежую икру в основном перевозили самолётами, причём оформляли её и как багаж, и как ручную кладь. Недавно на перевозку красной икры самолётами ввели ограничения до 10 кг, чтобы препятствовать браконьерскому вывозу.
Как результат: обычно первая икра нерки появлялась в московских магазинах уже в первой декаде июня, а в этом году она появилась только в самом конце месяца. Из чего можно сделать вывод, что перевозили её на 2 недели дольше, рассказал vgudok.com на условиях анонимности источник в рыбопромысловой отрасли.
«Это как раз вписывается в логистику железнодорожных перевозок с Дальнего Востока в центр страны. В конце июня начали ловить и горбушу. Вполне возможно, что по железной дороге в рефрижераторных контейнерах стали больше перевозить и самой рыбы (той же нерки и горбуши), и морепродуктов.
По большому счёту, многое зависит от того, что в последнее время происходит с тарифами на перевозку рыбы разными видами транспорта. Ясность будет через пару месяцев, когда пойдёт самая массовая икра горбуши. Тогда посмотрим, как её будут возить.
Ещё одна версия — что меньше рыбы стали отгружать в Китай и больше направлять внутрь страны.
Но в Китай мы в основном отправляем минтай, а сейчас не время его ловить. Ещё вариант, что банально рефконтейнеров на железной дороге стало больше. В принципе, всё что угодно может быть, в том числе и совокупность нескольких факторов», — полагает эксперт.
В настоящий момент сохраняется и необходимость перевозки более стабильного груза, такого как минтай, говорит Михаил Синёв. Однако, по его мнению, наличие или отсутствие субсидии будет основным фактором в формировании показателей.
«Это повлияет на динамику грузопотока, который будет предъявляться на железнодорожный транспорт. На данный момент ещё нет подтверждения, что субсидия на перевозку минтая сохранена. Поэтому операторы аккуратно предполагают, что вторая половина года должна быть по объёмам как минимум не хуже, чем первая. Но с учётом того, что сказано ранее, стопроцентной уверенности в этом прогнозе нет.
Так что, в общем, по рыбе всё разделено на две части. По лососёвым непонятно, сколько рыбы будет в принципе, потому что непонятен объём рыбы, который будет выловлен. А по минтаю объём груза предъявляемой перевозки будет напрямую зависеть от того, будут субсидии или нет», — говорит глава АСОРПС г-н Синёв.