С начала года по железным дорогам в регионы России отправили на 8% больше морепродуктов, чем в 2023. Дальневосточная рыба и другие морепродукты уверенно катятся не только в богатую Москву, но и на Урал, в Сибирь и центральную Россию. 307,6 тыс. тонн рыбной продукции отправлено за 5 месяцев 2024 года всего, из них в контейнерах — 218 тыс. т. Эксперты объясняют позитивные цифры разными факторами, однако призывают отказаться от розовых очков, ведь проблем у отрасли хватает.
Можно предположить, что просто выловили больше за те же 5 месяцев. Основная рыба, которая идёт в начале года с Дальнего Востока в центр страны, — это минтай. Если Росрыболовство отчитывалось о хорошей минтаевой путине, то это и есть основная причина увеличения перевозок, рассказал vgudok.com аналитик рынка, пожелавший не называть своего имени:
«Но радоваться, уверяю вас, рано! По неприятностям в этом сегменте перевозок диссертацию можно написать. Везут медленно, рефрижераторы старые, рефконтейнеров не хватает, во Владивостоке мало мощностей для хранения замороженной рыбы и тому подобное».
Позитивная тенденция первых 5 месяцев связана с большим спросом на тихоокеанскую рыбу со стороны клиентов в регионах страны, рассказал vgudok.com Антон Востриков, директор по развитию ООО «Полярная звезда», член совета АСОРПС.
«Факторов, влияющих на рост перевозок или их падение, много. В первую очередь всё зависит от того, договорятся ли производители, то есть рыбаки с покупателями и по какой цене. Если между ними есть консенсус, то отгрузки растут. Если ценового консенсуса нет, то и процесс пойдёт ни шатко ни валко.
Хорошая цена на рыбу, скорее всего, возникла потому, что рыбаки грузят, имеется подвижной состав, это влияет на то, будут ли отгрузки или нет. Если рыбак договорится с покупателем, надо же улов куда-то грузить! Сейчас и контейнеров, и вагонов на Дальнем Востоке хватает. Это дополнительный фактор, который позволяет поставлять морепродукты.
Понятное дело, что дальше работает такой показатель, как улов.
Если путина начинает раскрываться, то это, в том числе, может влиять на рост объёмов перевозок. Но это многофакторная задача. Сказать, что перевозка увеличилась из-за улова хорошего, или потому, что выросли запасы подвижного состава на Дальнем Востоке, нельзя. Надо понимать, что на перевозку влияет очень много факторов», — рассказал Vgudok президент Национального центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.
Объёмы перевозок с Дальнего Востока в центральную Россию растут не первый год, хотя бывают и спады. Иногда везём чуть больше, иногда меньше, рассказал vgudok.com участник рынка перевозок рыбной продукции, пожелавший общаться офрекорд.
«Эти 8%, которые РЖД видят, это хороший стимул и сигнал к тому, чтобы на Урале и в Сибири появилась хорошая рыба. И её будет много. При этом цена продукта и отгрузка, и количество никак друг с другом не связаны. Цена рыбы на прилавке совершенно не зависит от логистических издержек на её доставку. Это всё информационные интервенции в плане того, чтобы как-то закрыть истинные проблемы.
Сегодня вся логистика рыбы по некоторым номенклатурам может достигать 7–8, максимум 10%. Это если считать дешёвую рыбу, по дорогой — процента три от силы.
Та цена, которую покупатель видит на прилавке, формируется отнюдь не железнодорожниками или операторами!
Кроме того, есть сейчас перевозки определённых сортов рыбы, которые идут через госсубсидирование. Они для рыбаков ничего не стоят. Перевозку субсидирует правительство России через Минсельхоз. Увязывать изменение стоимости логистического сервиса и привязывать это к стоимости рыбы, совершенно некорректно.
То, что рыба пошла и есть уверенный рост, это говорит о том, что покупатель увидит больше разной рыбы на прилавках магазинов, вот и всё», — заключает эксперт.
Вместо P. S. отметим, что, безусловно, приятно, что в целом никто ни на что не жалуется. Однако расслабляться представителям отрасли точно не стоит.