Тарифы, которые не способствуют росту
Основным регионом отправления в 2022 году стал Приморский край: регион отгрузил практически 90% всей рыбы и рыбной продукции, отправки увеличились на 13,2%. Основные направления отгрузки – Московская область, Урал и Сибирь. Скоропортящейся продукции по железнодорожной сети отправили бы больше, если бы владелец железнодорожной инфраструктуры ввел «более благоприятные тарифы и для рефвагонов, и для рефконтейнеров», об этом РЖД-Партнеру сказал Максим Корнеев, директор по развитию компании «РусРеф».
«Мы все же работаем и живем в остроконкурентном сегменте рынка. Тариф по СНГ местами полностью несправедлив, в частности, тарифы на автономные рефвагоны по железнодорожной сети Казахстана просто запретительные», – добавляет он.
Владелец железнодорожной инфраструктуры несет одинаковые затраты на перевозку рефрижераторного и универсального контейнеров, однако тарифы на перевозку первого выше. Участники рынка требуют уравнять тарифы, но даже сами не верят в свои требования, потому что рефконтейнеры идут не только из Владивостока в Москву и обратно, но и в Сибирь, за Урал, а существующая тарификация не предусматривает такие ответвления, говорит Олег Воронов, генеральный директор компании «Термокон». «Никогда РЖД не снизят тарифы на рефконтейнеры. Могут только поднять тариф на перевозку универсального тарифа выше, к уровню рефконтейнера», – добавляет он.
Летом 2022 года состоялось профильное совещание в Госдуме, на котором присутствовали и представители Минтранса и РЖД. Заявлено, что «тарифы на перевозку скоропортящейся продукции сбалансированны и снижать их не нужно». Если же у рынка другое мнение, то АСОРПС может разработать «механизм субсидиарной ответственности» (гарантию увеличения объемов перевозок при выравнивании тарифов) и направить его на рассмотрение в РЖД.
Скоростной рынок холодильной цепи
К скоропортящейся продукции относят как фрукты, овощи, замороженные мясо и рыбу, так и медикаменты, косметику, электронику и даже лакокрасочные изделия. Объем рынка доходит до 5,5 млн т грузов, он растет последние года три. В апреле 2022 года первый полносоставный рефрижераторный поезд из Китая в Россию через Казахстан отправила «РЖД Логистика»: составы, груженные из города Цзыбо в китайской провинции Шаньдун, идут в Московский регион через казахстанскую станцию Достык. Компания намерена не только увеличить в 2023 году объем перевозок и в обратном направлении, но и запустить альтернативные маршруты.
«Можно с уверенностью сказать, что спрос на перевозки скоропортящейся продукции по железной дороге сохранится и в 2023 году. Данный вид транспорта хорошо зарекомендовал себя», – сообщает РЖД-Партнеру пресс-служба «РЖД Логистики».
Компания рассматривает и возможности внутрироссийских перевозок: из Московского региона за Урал, а также в Сибирь и на Дальний Восток, добавляет пресс-служба. Из ответа на запрос РЖД-Партнера следует, что компания использует «парк собственных рефрижераторных контейнеров, который в будущем планирует расширить, и арендованный подвижной состав». Но рынок переживает стадию глобального дефицита подвижного состава: на сети РЖД используют около 3 тыс. устаревших вагонов, а отечественное изотермическое вагоностроение только зарождается. О. Воронов в 2022 году разработал и собрал отечественный рефконтейнер. Но российский рынок не заинтересован в разработках российских ученых, так как участники рынка хотят рефконтейнеры или рефвагоны здесь и сейчас, при этом много и дешево, заявляет он.
«Долгосрочных программ в России нет, а они крайне необходимы. Государство в лице Минпромторга, Минтранса или Минэка не готовы проталкивать отечественное производство, все их усилия направлены на импортозамещение: купили в Китае и запустили на сеть. И не надо ждать, когда отечественный производитель что-то произведет», – говорит О. Воронов.
Контейнер российского производителя продают за цену контейнера азиатского производителя, подчеркивает разработчик. Но китайский – в большем спросе, потому что его просто больше. В России серийное производство изотермического подвижного состава только пытаются наладить, но в 2022 году попытка не реализовалась, теперь вся надежда на 2023 год. Качественный скачок случится хотя бы за счет начала массового производства АРВ как у «РусРеф», так и, возможно, Cool Infinity и других производителей, об этом РЖД-Партнеру рассказал М. Корнеев. Однако это мнение разделяют не все участники рынка.
«В отечественное строение рефрижераторных контейнеров не особо верится», – заявляет Антон Востриков, член АСОРПС и директор по развитию компании «Полярная звезда».
Последние полтора года рынок разрабатывает закон «О холодильной цепи», он просто обязан подтолкнуть перевозку рынка скоропортящейся продукции к развитию. Но пока подготовлена первая редакция и план по разработке 39 подзаконных актов. В перспективе – разработка закона-спутника по изменению смежного законодательства. Закон должен подтолкнуть перевозку рынка скоропортящейся продукции к развитию, однако, по словам участников рынка, в 2023 году закон так и не примут. Если это произойдет, то только в 2024-м.