Работа над законопроектом «О непрерывной холодильной цепи» началась еще в 2020 году. В команду авторов вошли члены АСОРПС, Россоюзхолодпрома, ВНИХИ – филиала Федерального научного центра пищевых систем им В. М. Горбатова РАН, НИИАС и т. д.
Как отмечают авторы проекта, без него невозможно гарантировать безопасную перевозку скоропортящейся продукции. Внедрение непрерывной холодильной цепи должно быть обязательным для всех компаний, работающих со скоропортящимися продуктами. В России при доставке и хранении скоропортящихся грузов не соблюдается температурный режим, а также отсутствует реальный контроль качества продуктов питания. Сегодня каждый второй скоропортящийся груз по железной дороге перевозят с нарушениями температурного режима. Но учет числа нарушений у автоперевозчиков скоропортящихся товаров никто не ведет. По оценке членов АСОРПС, под контролем только 40% перевозимых термочувствительных пищевых грузов.
Как уже неоднократно заявлялось, этот законопроект приведет к единой терминологии и классификации скоропорта. Кроме того, он определяет орган власти, который будет отвечать за целостность и непрерывность холодильной цепи. Также будет определен источник финансирования функционирования и развития холодильной цепи.
«В настоящее время законопроект подготовлен, разработан. Мы занимаемся процессом доработки финансово-экономического основания. На текущий момент одна из главных задач реализации нашего законопроекта – не только обеспечение контроля температурных условий обращения скоропорта. Мы также двигаемся в сторону определения наших международных амбиций в области транзитных перемещений скоропортящегося груза. Наш законопроект – основа для внесения изменений к законодательству Евразийского экономического союза, в частности вопросов технического регулирования», – рассказывает А. Барыкин.
По его словам, на сегодня требования, которые устанавливаются техническими регламентами ЕАЭС в части температурных условий и обращения скоропорта, прописаны не для всех категорий пищевой продукции, в частности отсутствуют требования температурных условий для напитков и молочной продукции.
Координатором реализации законопроекта, по мнению авторов, должен выступать Минсельхоз и его подведомственные агентства, в том числе Росрыболовство.
«Мы предлагаем в рамках нашего законопроекта ввести инструмент саморегулирования, который достаточно успешно применяется в других секторах экономики. Члены СРО будут получать статус агента непрерывной холодильной цепи, у таких агентов появляются дополнительные полномочия и обязанности. Например, касающиеся вопросов изъятия некачественной продукции из обращения», – отмечает А. Барыкин.
В соответствии с новым законопроектом агент непрерывной холодильной цепи фактически уполномочен не принимать груз, который не соответствует требованиям технических регламентов или договорных условий. Другими словами, он выступает в роли инспектора, сообщает об инциденте в СРО, а СРО, в свою очередь, передает Роспотребнадзору о нарушениях температурного режима.
Выявленный груз либо партия пищевой продукции будет остановлена и помещена в карантинную зону для проведения экспертизы и принятия решения о дальнейшей ее судьбе.
При этом на сегодня это одна из самых сложных статей законопроекта, говорит А. Барыкин, так как предстоит определить, как именно такие действия будут влиять на ведение бизнеса конкретными участниками НХЦ и как это будет влиять на генерацию продовольственных потерь.
А. Барыкин называет СРО инструментом для выработки правил надлежащей практики. При этом планируется, что полномочия СРО будут разбиты по группам участников НХЦ – складское хозяйство, розничная торговля, логистический бизнес и т. д. Также в концепции законопроекта предусматривается, что СРО будет иметь территориальный характер распределения. Либо это будет единое СРО со своими филиалами в регионах.
«СРО будет заниматься классификацией, сертификацией, оценкой надлежащего состояния специализированных ресурсов – складских, транспортных и т. д. В рамках нашего законопроекта мы планируем решить задачу по сбору данных о тех точках НХЦ, которые являются генераторами продовольственных потерь выше установленных норм», – делится спикер.
Также согласно законопроекту планируется проводить соответствующий ежегодный мониторинг по разным категориям грузов, разным дистанциям и разным регионам страны.
«Такая работа будет осуществляться с участием почтового оператора. Мы ведем переговоры с «Почтой России» о расчете стоимости таких работ. Такие работы будут оплачиваться государством и сопровождаться информированием населения. В каждом отделении «Почты России» будут информационные стенды», – говорит спикер, ссылаясь на европейский опыт.
Благодаря такому мониторингу появится возможность ежегодно собирать данные и вырабатывать предложения по государственной политике в сфере регулирования обращения скоропортящейся продукции, считают авторы законопроекта.
Вместе с тем, по словам А. Барыкина, принятие законопроекта потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Только для того, чтобы разобраться в вопросах обращения скоропортящейся рыбной продукции, в ближайшие три года необходимо потратить не менее 2 млрд руб. Бюджет по остальным видам и категориям скоропорта необходимо еще просчитать.
Представить доклад на рассмотрение комитету Госдумы по АПК планируется уже в осеннюю сессию работы депутатов РФ.