Борьба с голодом - одна из ключевых целей в области устойчивого развития. Достичь "нулевого" голода планируется к 2030 году. Казалось бы, при нынешнем уровне развития проблема недоедания должна была кануть в Лету. Но, увы, с середины прошлого десятилетия количество голодающих в мире вновь стало расти.
Сейчас, по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), треть населения планеты, а это почти 2,5 миллиарда человек, не имеет постоянного доступа к продовольствию. Во внешней продовольственной помощи нуждаются 45 стран мира, в том числе 33 в Африке, рассказал на Глобальном финансовом форуме Ecumene 2023 в Москве сотрудник Отделения ФАО для связи с Российской Федерацией Агаси Арутюнян.
В России ситуация с продовольственной безопасностью оценивается положительно, и вместе с другими странами с развитым АПК, на нее возложена благородная миссия помочь другим государствам. Так, в конце июля на форуме "Россия - Африка" президент России Владимир Путин пообещал в ближайшие месяцы безвозмездно поставить беднейшим африканским странам по 25-50 тысяч тонн зерна, обеспечив его бесплатную доставку. Он отметил, что Россия всегда будет уделять особое внимание поставкам африканским друзьям пшеницы, ячменя, кукурузы и других зерновых культур, в том числе в качестве гуманитарной помощи, по линии продовольственной программы ООН.
По данным ФАО, примерно треть населения планеты, а это почти 2,5 миллиарда человек, не имеет постоянного доступа к продовольствию
Кроме того, налажены постоянные и разрабатываются новые каналы экспорта продовольствия на Черный континент в рамках бизнес-контрактов. Как сообщил "РГ" член совета Ассоциации организаций продуктового сектора (АСОРПС) Андрей Гречкин, из Африки наша страна импортирует в основном сезонные фрукты и овощи. А что касается экспорта, то здесь максимальный потенциал имеет развитие поставок продуктов мясной переработки. "Российским производителям необходимо выходить на рынки стран Африки, участвовать в профильных выставках, таких как, например, Food Africa, - считает Андрей Гречкин. - Ведь сейчас основной поток экспорта мясной продукции (прежде всего продукты переработки птицы) направлен на Юго-Восточную Азию, страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в частности, на Китай. И это вызывает определенную ценовую зависимость. Мы со своей стороны видим максимальный потенциал в Египте, Марокко и ЮАР и готовы к открытию новых маршрутов. Также есть перспективы по экспорту российской рыбы и морепродуктов. Это еще одно направление, в котором надо двигаться, расширяя рынки сбыта".
Но Африка далеко, и на пути торговых потоков возникают риски и инфраструктурные ограничения. Так, с уходом с российского рынка основных мировых судоходных линий число маршрутов на африканские страны из России резко сократилось, сообщил эксперт АСОРПС. "Сейчас российские транспортные компании и транспортные компании дружественных стран шаг за шагом заново открывают этот рынок, ставя свои суда на эти трейды, но для полноценной замены ушедшего тоннажа необходима сбалансированная загрузка этих новых судов, стабильная и в обоих направлениях, - подчеркнул он. - Основное условие нормального функционирования новых открывающихся линий с учетом того, что возможностей по комбинированию сервисов и стран у новых игроков меньше, - это баланс объемов в прямом и обратном направлениях, то есть импорт-экспорт должны быть сбалансированы, насколько возможно. И соответственно, основной риск сейчас - это разбалансировка и сезонность объемов. Это касается и рефрижераторных, и сухих грузов".