На рынке таких много
На прошлой неделе стало известно, что ОАО «РЖД» намерено провести открытый аукцион на право заключения договора купли-продажи 100% минус 1 акция АО «Рефсервис». Аукцион назначен на 10 сентября. По решению совета директоров он будет проводиться в так называемом англо-голландском формате, когда сначала торги идут на повышение, а в случае отсутствия заявок – на понижение. Стартовая (начальная) цена продажи – 3,491 млрд руб., а минимальная – 2,459 млрд руб.
Напомним, что чуть более 7 лет назад вышло постановление правительства РФ, согласно которому РЖД должны продать свои непрофильные активы. Речь, частности, шла и о «Рефсервисе». По словам исполнительного директора Ассоциации операторов рефрижераторного подвижного состава (АСОРПС) Виталия Момота, тогда было принято решение найти компанию, которая бы могла купить компанию, поскольку перевозка, к примеру, рыбы не является прерогативой перевозчика наряду с развитием инфраструктуры и локомотивной тяги. «Правительство требует выполнения своих постановлений, встал вопрос о продаже, для этого в компанию прислали группу специалистов, которые провели аудит. На данный момент принято решение о том, что стоимость компании составляет более 3 млрд руб. Я так понимаю, что уже объявлена продажа, будет аукцион, в котором поучаствуют несколько компаний», - пояснил он.
В. Момот добавил, что, по его данным, «Рефсервис» занимает около 23% рынка рефрижераторных перевозок. За 2017 год компания показала прибыль в районе 50 млн руб., в этом году может быть больше. Поэтому заинтересованным в приобретении организациям будет ясно, что они получат компанию с хорошими финансовыми результатами. К слову, президент ассоциации Михаил Синев, а также представители непосредственно АО «Рефсервис» от комментариев пока воздерживаются.
В свою очередь, председатель Экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин считает, что после выхода из-под опеки материнской компании «Рефсервису» будет сложно завоевать свою долю на рынке. «Пока «Рефсервис» является дочерней компанией, он может стать драйвером рынка, если же компания выходит как самостоятельная структура, то становится одним из игроков, без поддержки со стороны РЖД в области технологий перевозочного процесса и без перспективных источников финансирования. За счет этого теряется привлекательность, поскольку подобных компаний на рынке много», – пояснил он.
Эксперт также существенно ниже оценил и долю «Рефсервиса» на рынке. Если 7 лет назад компания обладала долей рынка в 30% и была интересным игроком, сегодня они снизилась примерно в 2 раза, на уровень 12–15%, а в условиях отсутствия грузовой базы наряду с изношенным подвижным составом инвестиционная привлекательность оператора для рынка минимальна, а его перспективы как драйвера и вовсе обнуляются. По словам П. Иванкина, в условиях большой конкуренции на рынке вариантом выхода из ситуации может быть объединение нескольких компаний в крупную структуру с последующей разработкой технологий. Иначе сложится такая же картина, как на рынке автомобильных перевозок. Это наличие большого количества мелких компаний, которые будут бороться за свою долю. Без единой стратегии и больших инвестиций.
Не тем были заняты
Удивляет эксперта и позиция «Рефсервиса» в качестве дочерней структуры РЖД. По его мнению, компания могла предложить и технологии, и логистику, и инвестиции в будущее, а точнее – в создание нового подвижного состава. Но то, что «Рефсервис» не был активным игроком на рынке, как раз и привело к тому, что возникла необходимость его продавать. «В таком случае мы теряем связь рынка с монополией в плане развития технологий. Потому что при большом количестве участников создать единый логистический продукт без компании-драйвера очень сложно. Также без такого драйвера сложно создать и новый подвижной состав, поскольку никто не будет в него инвестировать. Стоимость рефрижераторного подвижного состава отличается от стоимости универсального вагона. Здесь нужны не просто инвестиции, а специальная стратегия, под которой будут готовы подписаться участники рынка. Такого объединения, которое бы было готово взять на себя ответственность за разработку стратегии сейчас нет», – пояснил П. Иванкин.
С ним согласен и заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук. По его мнению, направление деятельности изначально было неправильным. Поскольку компания могла системно заниматься развитием рынка, используя административный ресурс РЖД, и делать так, чтобы рынок скоропорта существовал в нормальных и понятных условиях. Вместо этого «Рефсервис» больше был занят выводом с рынка конкурентов.
Если же говорить об удачной деятельности «Рефсервиса» по итогам 2017 года, то П. Иванкин отметил, что здесь нужно понимать, что прибыль в районе 50 и даже 100 млн руб. не является инвестиционной прибылью. Безусловно, компания в плюсе, но если смотреть на все время работы, то имеющийся минус, который они наработали, полученная прибыль не покрывает. «Да, компания хорошо отработала, но нельзя забывать про те преференции, которые у них есть на рынке, и те технологии, которые им доступны. Добьется ли «Рефсервис» таких же результатов после отделения, пока вопрос. Дело в том, что деятельность внутри РЖД расхолаживает, в результате у компании просто нет опыта работы в жесткой конкуренции», – пояснил он.
Что же до самих РЖД, то понятно, что продавая оператора специализированного подвижного состава, холдинг теряет сегмент рынка. Но, как отмечает эксперт, если проследить их позицию, то можно сделать вывод, что этот рынок для них не принципиален.
Автор:Александра Можаровская