С недавнего времени в акватории Баренцева моря официально ведется крабовый промысел. В основном объемы добытого краба шли на экспорт через Европу в США, где есть культура потребления варено-мороженного краба. Нынешние реалии заставили рыбопромышленников разрабатывать новые возможности экспорта крабовой продукции, если быть точнее, в страны юго-восточной Азии.
Специалисты ГК «Антей» (входит в АСОРПС) разработали инновационную систему транспортировки живого краба, в которой задействованы автомобильный, железнодорожный и авиатранспорт, и впервые в истории налажены перевозки живого краба по Северному морскому пути. Новая логистическая цепочка открыла прямой коридор между Мурманском и странами — покупателями живого краба. И это, пожалуй, самый крупный инфраструктурный проект в пищевой индустрии за последние годы.
О подробностях уникальной системы транспортировки живого краба рассказывает Азамат Юсупов — вице-президент по развитию новых технологий и торговли ГК «Антей».
П: В чем особенности нового маршрута?
— В Мурманске и в Москве ГК «Антей» открыла первые в России комплексы для хранения и транспортировки живого краба. Как только улов из Баренцева моря поступает в Мурманск, крабы отправляются в специальную передержку для адаптации на несколько дней.
Уникальная система жизнеобеспечения позволяет содержать крабов 2-3 месяца в естественной среде. Здесь крабы находятся в бассейнах с морской водой. Технологи наблюдают за крабами, работа ответственная и сконцентрирована индивидуально на каждой особи. Если краб не активен, то он еще не готов к дальней дороге. Только особи, которые ведут себя активно, отправляются в путь.
Для транспортировки в Москву используются специальные автофуры, оборудованные системой жизнеобеспечения крабов, в каждой — 4 тонны живого краба в 16 еврокубах, наполненных водой. Эту уникальную систему транспортировки полностью разработали специалисты ГК «Антей». Каждый куб подключен к системе, которая обеспечивает непрерывную циркуляцию морской воды, подачу воздуха и поддержание температуры. У нас уже таких 20 автофур. Общий объем транспортировки составляет 70 тонн в неделю, а путь от Мурманска до Москвы занимает 30 часов.
П: Что с крабом происходит в Москве?
— Как только ценный груз доставляют из Мурманска в Москву, краб несколько дней адаптируется в специальной передержке рядом с аэропортом Шереметьево. Для перелета в Китай его помещают в полистероловые короба с фольгированной прослойкой и хладоэлементами, далее накрывают поролоном, пропитанным морской водой. В каждом коробе по 4 особи, температура + 2 градуса, при которой крабы засыпают. Эта логистическая цепочка очень сложная, затратная, но продуманная до мелочей. Каждый этап тестировался десятки раз, чтобы на стол конечного потребителя поступил самый качественный живой краб.
В течение 5-7 дней деликатесы преодолевает дорогу от Мурманска до потребителя, из них около 20 часов — авиаперелет из Москвы в Китай. Сейчас мы регулярно доставляем 80 тонн в неделю.
П: В какие страны вы регулярно отправляете живого краба?
— В основном мы направляем живого краба до китайских городов: Шанхай, Пекин, Циндао, Гуанчжоу, Шэньчжэнь и Чунцин. Кроме того, развиваем и новые рынки сбыта, например, на Ближнем востоке. Раз в неделю отправляем живого краба в Дубай. Поставки не большие, порядка 300-500 кг, но мы активно работаем в этом направлении.
П: Впервые в истории перевозка живого краба совершена по Северному морскому пути. В чем особенности этого маршрута?
— Путь по Севморпути занимает порядка 20-25 дней, в зависимости от погодных условий. Чтобы добытый краб не погиб, ему необходима постоянная смена забортной воды в танках. Но поскольку в Северном ледовитом океане вода сильно опреснена из-за тающих льдов и обилия впадающих рек, то при транспортировке на Дальний Восток используется особая система жизнеобеспечения, разработанная нашими специалистами. Мы не берем забортную воду, а пропускаем воду в танках через фильтры с поддержанием благоприятной для крабов температуры не более +2 градусов. Таким образом камчатский краб комфортно переносит транспортировку и поступает на стол потребителя в наилучшем виде.
Мы обновляем и флот. На Находкинском судоремонтном заводе строится 8 судов. Серия краболовов по современному проекту CCa5712LS, аналогов которому в мире нет. Они предназначены для добычи и перевозки живого краба в Беринговом, Баренцевом и Охотском морях. Каждое такое судно сможет хранить до 120 тонн живого краба в 9 RSW танках общим объемом 680 кубических метров.
П: Расширение перевозок живого краба означает, что вы сократите сегмент мороженного краба?
— Наоборот, мы продвигаем культуру потребления варено-мороженного краба на китайском рынке. Например, накануне китайского Нового года проходил фестиваль-ярмарка «Сделано в России» в китайских городах Шэньян и Далянь. Здесь мы познакомили азиатских потребителей с мороженой продукцией, в первую очередь, это свежемороженый краб-стригун опилио прямиком из Баренцева моря.
Кроме того, в прошлом году мы представляли крабовую продукцию на первом фестивале в Китае и на Международной китайской выставке морепродуктов и рыболовства (China Fisheries & Seafood Expo).
Источник: https://paluba.media/news/74465