Последнее время мы регулярно слышим о необходимости либерализации транспортировки скоропортящихся грузов по железной дороге. Эта тема поднималась в том числе и на недавнем совещании в РЖД.
На наш взгляд, в данном случае слово «либерализация» используется как цель и как единственное, что имеет значение. Разумеется, действующие правила устарели. Они очень жестко регулируют требования к грузоотправителям продуктов питания по железной дороге. И Ассоциация операторов рефрижераторного подвижного состава согласна с мнением, что не дело железной дороге влезать в вопросы, какой тарой перевозится продукция или как она грузится. Тем более что РЖД, диктуя свои условия по видам упаковки, не несут ответственности по перевозке скоропорта.
На сегодняшний момент правила позволяют перевозку соков или молока только в упаковке «Тетра Брик Асептик» либо «Комбиблок. »Но если вы придете в магазин, то вы увидите, что видов этих упаковок там намного больше. Их несколько десятков.
Другой пример – йогурты, видов которых очень много появилось за последнее время. Но их нельзя возить по железной дороге из-за того, что они еще не прописаны в правилах. Добавляются консерванты, которые меняют свойство того или иного продукта, увеличивая срок его хранения, а старые правила всего этого не учитывают. Очень много таких нюансов, которые, безусловно, требовали либерализации и упрощения. Из новой редакции правил все эти вопросы, которые в принципе не имеют отношения к перевозчику, убраны.
Но позиция ассоциации в том, что либерализация не должна означать «вези все, что хочешь, в чем хочешь и как хочешь». Условия перевозки действительно может определять грузоотправитель, производитель продукта. При этом контрольные функции у железной дороги должны остаться в части того, что продукты питания требуют специфических условий хранения, в части температурного режима, вентиляции, влажности и т. д.
Необходимо зафиксировать в правилах, что соки, молоко, консервы, мясо, рыба должны возиться в специализированном подвижном составе, обеспечивая сохранность и качество груза. Если производитель грузит сок короткого срока хранения или молоко, то он должен брать на себя ответственность, что это нельзя вести из Москвы во Владивосток. Но, вне зависимости от этого, молоко должно ехать либо в вагоне-термосе, либо в рефрижераторном подвижном составе.
У нас в стране остро стоит вопрос качества продуктов, и правила должны быть либеральными, но не вседозволенными. Поэтому сближение правил с автотранспортом, о котором популярно стало говорить в последнее время, неприемлемо. На автотранспорте среднее плечо перевозки – несколько часов (обычно менее суток). Это либо городские, либо региональные перевозки. Такие перевозки осуществляются в рефрижераторных фурах, изотермических кузовах или под обычным тентом. В то время как на железной дороге регулярно происходят перевозки на 8–9 тыс. км в цельнометаллических вагонах и цельнометаллических контейнерах.
Эффект термобани не сравним с тем, что происходит, скажем, в тенте, где держится температура окружающего воздуха. В крытом вагоне или универсальном контейнере на солнце летом температура достигает плюс 60–70°C. И разрешать перевозку в таких условиях любых продуктов питания, у которых есть какие-либо условия хранения в ТО, нельзя. Это либерализовано быть не может.
Автор:Михаил Синев, президент Ассоциации операторов рефрижераторного подвижного состава (АСОРПС)
Источник: http://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/opinions/liberalizatsiya-transportirovki-skoroporta-ne-dolzhna-oznachat-vezi-vse-chto-khochesh-v-chem-khochesh/