Государство будет субсидировать железнодорожные перевозки минтая с Дальнего Востока в другие регионы страны до конца 2021 года. Соответствующее постановление в понедельник, 26 июля, подписал премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Такая мера, как рассчитывают в правительстве, позволит увеличить внутрироссийские перевозки рыбы и за счёт этого разгрузить холодильные мощности в дальневосточном регионе.
Скопление рыбы на Дальнем Востоке возникло из-за ограничений со стороны Китая, куда традиционно отправлялось 70% выловленного в регионе минтая. Причиной ограничений стали выявленные зафиксированных во время проверок случаи заражения моряков вирусом COVID-19 и наличие частичек вируса на упаковке рыбы, а также на самой продукции. С декабря 2020 года китайская сторона на неопределённый срок ограничила приём российской рыбы.
Правительство включило дальневосточный минтай и филе минтая в перечень продукции, которая перевозится по железной дороге по льготному тарифу - без взимания провозной платы. При этом обязанность по оплате дополнительных сборов и услуг, включая привлечение подвижного состава оператора остаётся за грузоотправителем. «Такой механизм поддержки позволит увеличить объём поставок минтая с территории Дальневосточного федерального округа в центральную часть нашей страны, снизить стоимость транспортировки», – заявил Михаил Мишустин во время посещения острова Итуруп.
Как следует из постановления, опубликованного на официальном сайте Кабмина, такая льгота будет действовать при доставке минтая из большинства субъектов Дальневосточного федерального округа (ДФО) в остальные регионы России. Не будут субсидироваться только перевозки из Амурской области, Еврейской автономной области, Забайкальского края и Республики Бурятия, а также между субъектами РФ внутри самого ДФО, уточняется в документе.
Недополученные доходы за перевозку груза ОАО «РЖД» компенсирует государство из средств федерального бюджета. Такой механизм уже применяется при транспортировке зерна из ряда регионов Урала и Сибири, минеральных удобрений и овощей на Дальний Восток и соевых бобов с Дальнего Востока в регионы Центрального, Сибирского и Приволжского федеральных округов.
Для транспортировки рыбы по льготному тарифу, как и в случае с остальными грузами, грузоотправителям нужно будет заранее согласовать с Минсельхозом свою заявку с указанием точного объёма перевозимой продукции и сроков отправки. К заявлению нужно прикрепить копию договора купли-продажи рыбы с указанием цены ее закупки или копию документа, подтверждающего право на добычу (вылов) минтая. Заявку в Минсельхозе должны рассмотреть в течение пяти дней. Какая квота будет установлена на перевозку рыбы и рыбной продукции и сколько средств заложено на субсидирование в постановлении не уточняется. В Минсельхозе на запрос «Гудка» о запланированных к перевозке объёмах продукции также не ответили.
В правительстве отмечают, что стимулирование перевозок минтая необходимо, чтобы освободить холодильные мощности, поскольку сейчас начинается лососёвая путина. «Холодильные мощности нужно готовить для приёма красной рыбы, однако почти все холодильники заполнены рыбой после прошлой путины, в том числе минтаем. В сжатые сроки все мощности нужно освобождать. Для этого необходимо кратно увеличить погрузку», - подтверждает член совета Ассоциации организаций продуктового сектора (АСОРПС) Андрей Гречкин.
Президент транспортно-экспедиторской компании «Таскор-21» Виталий Момот отметил, что из-за ограничений со стороны КНР поставщики уже стали искать новые рынки сбыта продукции. «Мы стали отправлять рыбу в Индонезию, Гвинею, Южную Африку и Южную Америку. Также повысилась доля внутрироссийских перевозок», - прокомментировал «Гудку» Виталий Момот.
По мнению Виталия Момота, наибольший объём рыбы в рефконтейнерах с Дальнего Востока проследует в Москву, Екатеринбург, Новосибирск и Санкт-Петербург. При этом, как замечает он, чтобы увеличить долю внутрироссийских перевозок важно не только их субсидировать, но и создавать достаточные мощности для перевалки рыбной продукции в портах.
Однако участники рынка опасаются, что увеличение отправок дальневосточной рыбы в центральную часть России может спровоцировать разбалансировку парка контейнеров. Как уточняет Андрей Гречкин, все контейнеры будут отправлены с Дальнего Востока на запад очень быстро, а обратный грузопоток с запада пропорционально не вырастет – он давно сложился, обусловлен рыночным спросом и не имеет такой выраженной сезонности.
«Возобновить стоки контейнеров, доступных для погрузки минтая, можно только за счёт роста отправок порожних рефконтейнеров из центральной части страны на Дальний Восток. Однако обычными рыночными механизмами эту задачу не решить», - считает он.
В связи с этим АСОРПС предложила ОАО «РЖД» обсудить с правительством РФ возможность субсидирования порожнего подсыла подвижного состава. В этом случае операторы смогут увеличить провозною мощность примерно на 40-50%. «Избыток порожних рефконтейнеров отправится из Москвы на Дальний Восток, чего сейчас делать экономически невозможно», - отмечает Андрей Гречкин.
Источник: https://gudok.ru/content/freighttrans/1573865/