Скоропорт выходит на рельсы
Объёмы перевозок скоропортящихся грузов по сети ОАО «РЖД» растут начиная с 2019 года. По данным холдинга, в I квартале 2022 года они приросли ещё на 10% к уровню 2021 года. Особенно заметно увеличиваются контейнерные перевозки скоропорта: по итогам 2020 года они выросли на 42%, в прошлом году – на 25%, по итогам I квартала 2022 года – на 21,7%. Основную долю перевозок скоропорта занимают продовольственные грузы. Так, перевозки рыбы по железной дороге в I квартале текущего года подросли на 19,2%, а экспортные отправки мяса – на 35%, сообщил в ходе круглого стола на TransRussia-2022 начальник Управления коммерческой работы в сфере грузовых перевозок Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Сергей Шадрин.Непрерывная цепь
Основной принцип непрерывной холодильной цепи заключается в том, что температура должна поддерживаться по всей логистической цепочке – например, если речь идёт о рыбе, то от момента её вылова и далее на всём пути следования, вплоть до реализации скоропортящейся продукции в магазине. Нарушение на любом из участков приводит к порче продукта. В международной практике считается, что протекание химических процессов в пищевых продуктах, не требующих заморозки, увеличивается примерно вдвое с увеличением температуры хранения на 10 °C. Замороженные продукты, а также мясо и рыба ещё более требовательны к обеспечению температурных условий.Президент Ассоциации организаций продуктового сектора (АСОРПС) Михаил Синёв обратил внимание, что в настоящее время отсутствуют единые требования и нормы в части соблюдения температурного режима – их нет ни при перевозке разными видами транспорта, ни для морозильных складов и транспортно-логистических центров, ни для торговых сетей.
Зафиксировать эти нормативы предлагается в ФЗ «О непрерывной холодильной цепи оборота пищевой продукции в РФ», который сейчас разрабатывается экспертным сообществом. «Законопроект включает на сегодня 52 статьи, которые входят в 10 глав. Уже проработаны главы «Общие положения», «Термины и определения», «СРО», «Участники НХЦ», «Государственный мониторинг и статистические наблюдения», – уточнил «Гудку» Михаил Синёв.
Как отметил Сергей Шадрин, на железной дороге контроль за перевозкой скоропортящихся грузов, подлежащих ветеринарно-санитарному надзору, существовал всегда – при перевозке Россельхознадзор проводит досмотр продукции и контроль температурного режима как при погрузке, так и при выгрузке с оформлением ветеринарно-сопроводительного документа на весь путь следования. В случае несоответствия продукции требованиям могут быть приняты меры, вплоть до запрета погрузки.
«Для обеспечения непрерывности холодильной цепи необходимо установить единые требования для всех видов транспорта на каждом из этапов данной цепи. В противном случае непрерывность холодильной цепи будет обеспечена не полностью», – заявил Сергей Шадрин.
Механизм реагирования
В ОАО «РЖД» предложили создать механизм и регламент реагирования всех участников перевозочного процесса при обнаружении сбоев НХЦ. В холдинге разработали возможный алгоритм действий. Так, в случае фиксации нарушений температурного режима в вагоне или контейнере информация поступает в информационные системы Россельхознадзора и перевозчика. Далее на ближайшей по маршруту следования станции Россельхознадзор в координации с перевозчиком производит проверку качественного состояния груза и соблюдения температурного режима. Если факт нарушения подтверждён, направляется оперативное уведомление грузоотправителю для принятия решения о возможной выгрузке либо переадресовке, если не исправен датчик контроля для его замены. По мнению члена совета АСОРПС Антона Вострикова, при выявлении несоответствия температурного режима при перевозке скоропорта контейнер следует вскрыть на конечной станции, отдать товар в лабораторию, где выясняется его пригодность или непригодность.Ещё одно предложение ОАО «РЖД» касается разработки цифровой платформы, которая поможет в полной мере реализовать систему мониторинга и контроля. «Только имея единую цифровую среду и взаимоувязанность информационных систем, можно обеспечить мониторинг и контроль на всём пути следования, – рассказал Сергей Шадрин. – В этой связи РЖД предлагают реализацию цифровой схемы взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти через систему межведомственного электронного взаимодействия. Для этого разработан интеграционный информационный ресурс. При согласии Министерства транспорта мы считаем целесообразным формирование документа на уровне Правительства РФ».
Парк требует обновления
Обеспечение температурных условий затруднено по причине нехватки подходящего подвижного состава. В экспертном сообществе предложили включить в законопроект об НХЦ требования к транспортным средствам для перевозки скоропорта. В АСОРПС заявляют, что в России ни один специализированный вагон и контейнер ранее не был освидетельствован по нормам Соглашения о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов. Наиболее сложная ситуация сегодня по рефрижераторным вагонам: они старые, их кузова много раз переоборудовались, состояние изоляции не поддаётся экспертной оценке.
«На автотранспорте освидетельствовано только 25–30% специализированного парка. Это мало. Склады и ТЛЦ не освидетельствованы по единым требованиям, потому что и требований единых нет. К чему это приводит? К неконтролируемому ухудшению качества. И ключевым является даже не само ухудшение качества, а что оно неконтролируемое», – отметил Михаил Синёв.
В настоящее время разработка нулевой редакции законопроекта об НХЦ продолжается.
Источник: https://gudok.ru/content/freighttrans/1600963/?sphrase=0