Загруженность контейнеров Maersk в II квартале была на 7,4% ниже, чем в тот же период 2021 года. Эксперты заявляют, что этот параметр отражает ситуацию во всей отрасли. Мир живет в диктате перевозчиков, а они, оказываются, попросту отказываются поставлять грузы из Северной и Южной Америки в Россию, об этом РЖД-Партнеру рассказывает член АСОРПС Антон Востриков
«Когда мы говорим об уходе Maersk, то говорим и о других компаниях, которые решили покинуть российский рынок. Здесь важно понимать, что если россияне смогут занять нишу близлежащих перевозок, например, как это сейчас происходит с Китаем, Вьетнамом или даже с той же Европой, то говорить о том, что мы займем нишу океанских перевозок, сейчас рано. Мы пока к этому не готовы», – добавляет он.
Maersk объявила об ожиданиях дальнейшего снижения спроса на морские контейнерные перевозки. Этому способствует как экономическая неопределенность, так и снижение потребительской уверенности и перегруженности цепочек поставок. Более того, сообщается о переговорах о продаже российских активов Maersk.
«Все рейсы в Россию и из России прекращены, продолжается процесс продажи активов, в том числе миноритарной доли в размере 30,75% Global Ports Investments», – указывает компания в отчете за II квартал 2022 года.
Группе принадлежит более 70 контейнерных терминалов по всему миру, флот состоит из 786 судов. Уход международных судоходных и логистических компаний уже обрушил объемы перевозок в портах Северо-Запада. Однако порты Дальнего Востока, а также Центрального и Сибирского федеральных округов ухода международных линий, в том числе и Maersk, попросту не заметили. Участие Maersk или CMA в этих направлениях были минимальны, объясняет президент АСОРПС Михаил Синев.
«Компании, которые работали там, по-прежнему продолжают свою деятельность», – добавляет он.
Поэтому уход Maersk никак не отразится на перевозке скоропортящихся и термочувствительных грузов внутри России, отдельно подчеркивает эксперт. На внутрироссийских перевозках остались игроки, у которых сохранился и парк контейнеров, и вагоны. И в этом году они активно инвестируют в обновление перевозочных мощностей. Однако и здесь есть проблемы. Оказывается, участники рынка внутрироссийских перевозок никак не могут договориться друг с другом об объемах: сколько именно контейнеров и вагонов необходимо для работы в будущем.
«Со стороны операторов, владельцев вагонов и контейнеров есть запрос на глубокое точное планирование. А со стороны рыбаков – обеспечение в периоды пикового спроса подвижным составом и контейнерами. Эти вещи неотделимы, их нельзя разводить. Соответственно будет планирование – будет обеспечение. Не будет планирования – будем жить в споте, то есть в состоянии «кто успел, тот и съел», – говорит А. Синев.
Сейчас операторы обновляют парк по наитию – на свой страх и риск, без подкрепленных обязательств со стороны крупных рыбодобывающих компаний, добавляет эксперт.