Главная \ Новости \ АСОРПС в СМИ \ РЖД-Партнер: Пломбы всякие важны, пломбы всякие нужны, но называть их надо правильно

РЖД-Партнер: Пломбы всякие важны, пломбы всякие нужны, но называть их надо правильно

По мере развития новых технологий устройств, контролирующих сохранность груза, в том числе и электронных, становится все больше. На что грузоотправителю нужно обращать внимание при их выборе и почему сегодня так важен четкий и корректный понятийный аппарат, применяемый в отношении электронных устройств контроля за перевозками, нам рассказал член совета Ассоциации организаций продуктового сектора (АСОРПС) Владимир Драчев.

– Владимир Юрьевич, в последнее время мы все чаще слышим о необходимости цифровизации процессов контроля перевозок. В частности, в Госдуме первое чтение прошел проект федерального закона № 457178-7, определяющий принципы применения электронных устройств контроля для отслеживания международных транзитных перевозок. При этом ряд экспертов отмечают, что используемая в настоящее время терминология, касающаяся таких устройств, не всегда корректна. Это действительно так?

– Да, сегодня отдельными производителями и пользователями электронных устройств контроля за перевозками осуществляется подмена действующих значений и определений при употреблении понятия «пломба». В первую очередь это касается терминов, относящихся к вновь появившимся электронным устройствам, а именно – электронной пломбе или, говоря техническим языком, электронному пломбировочному устройству. Суть проблемы заключается в следующем. Электронной пломбой пытаются назвать электронное устройство, пломбой не являющееся. Это, может быть, очень нужное и востребованное устройство, но оно не является пломбировочным и, следовательно, называться пломбой не может.

– Почему? В чем отличие таких электронных устройств от пломб?

– Смотрите, энциклопедический словарь определяет слово «пломба» как «уникальное устройство однократного применения, предназначенное для индикации факта несанкционированного доступа к охраняемому объекту». И тут же дается пояснение: «Пломбы изготавливаются таким образом, чтобы снятие их непременно приводило к оставлению ясно видимых следов на их материале (как визуально, так и с применением специальных приборов и способов исследования), а снятие без оставления следов было бы практически неосуществимо».

Говоря простым языком, пломба – это такое устройство, которое по своему внешнему виду при его визуальном осмотре позволяет увидеть, подвергалось оно какому-либо силовому воздействию или нет, вскрывалось оно или нет. При попытке снять пломбу она (или ее пломбировочный элемент) должна разрушиться либо на ней (на пломбе целиком либо на пломбировочном элементе) должны остаться видимые следы повреждения. Например, когда грузо¬получатель перевозимого груза подходит к вагону (контейнеру) и осматривает пломбу, он должен однозначно увидеть, был доступ к грузу или нет, можно открывать двери вагона (контейнера) самостоятельно или необходимо заявлять комиссионную выгрузку. Это главная и единственная функция пломбы. Использованную пломбу невозможно применить повторно. В этом суть пломбы.

– Такое понятие пломбы закреплено сейчас на законо¬дательном уровне?

– На основании названных требований на протяжении уже не одного десятилетия строится вся научная работа, проводимая в этом направлении. Все действующие на сегодняшний день стандарты (ГОСТы, ОСТы, ИСО) дают определение пломбы (пломбировочного устройства) исходя из приведенных выше положений.
Определение пломбировочного устройства в соответствии с требованиями ГОСТ 31282-2004 «Устройства пломбировочные. Классификация» (введен в действие приказом Федерального агентства по техничес¬кому регулированию и метрологии от 16.05.2005 г.

№ 158-ст) и других ГОСТов звучит следующим образом: «пломбировочное устройство – персонально идентифицируемое устройство одноразового действия, обеспечивающее защиту объекта от несанкционированного доступа путем индикации вмешательства и сдерживания в определенных пределах от проникновения».
И это абсолютно правильная трактовка сути пломбы, не вызывавшая и не вызывающая никаких сомнений. Где бы ни применялась пломба (при опломбировании грузовых отсеков транспортных средств либо при опломбировании помещений или различных замков), одноразовость использования является ее сутью.

– Но как же тогда быть со множеством появляющихся сейчас на рынке электронных устройств, которые постепенно приходят на смену традиционным механическим пломбам?

– Жизнь, безусловно, не стоит на месте. Развиваются и пломбировочные устройства. И сегодня, когда мы говорим о новых достижениях в области пломбирования, в первую очередь речь идет об электронных пломбировочных устройствах. Мы говорим о новых возможностях электронных пломбировочных устройств, о появившихся преимуществах этих пломб по сравнению с механическими пломбами, но мы не должны забывать о сути самого понятия «пломба».

Преимущество электронной пломбы перед механической заключается в том, что она позволяет уже в момент нарушения самой пломбы (или нарушения пломбировочного элемента), где бы она ни находилась, узнать об этом, и, следовательно, появляется возможность немедленно принять соответствующие меры. Но появившееся преимущество ни в коем случае не должно исключать (подменять) главное назначение пломбы, а именно – возможность визуального (в необходимых случаях – экспертного) контроля состояния пломбировочного устройства и невозможность его повторного применения. Проще говоря, увидеть своими глазами следы попытки вскрытия пломбы и понять, какие дальнейшие действия необходимо предпринимать.

Заявления отдельных разработчиков электронных устройств о том, что наличие наглядного визуального контроля имевших место попыток вскрытия пломбы уже не важно, так как в памяти устройства останется след об этом событии, и что пломба может использоваться сколько угодно раз, просто не выдерживают критики. Такие заявления говорят лишь о том, что люди, их делающие, не знакомы с действующими нормативными документами и желают во что бы то ни стало назвать электронное устройство, не являющееся пломбировочным ни согласно определению, ни согласно возможности использования, пломбой.
Если допускается, что электронная пломба может быть открыта для досмотра, например, по требованию контролирующих органов, а затем снова закрыта, то возможно, что эта операция может быть проделана и без присутствия контролирующих органов. И если существует такая возможность вскрытия, то это уже не пломба. Электронный замок – да, но не пломба. Кроме того, электронное устройство может выйти из строя, а может быть, его специально выведут из строя – и тогда мы не сможем узнать, вскрывалось оно или нет, без проведения экспертизы. У электронного устройства может закончиться заряд батареи – и мы не узнаем о факте вскрытия, пока ее не зарядим. А если вскрытие осуществлялось при разряженной (и, возможно, специально) батарее, то факт вскрытия просто не может быть установлен. Какая же это пломба? Кроме того, на зарядку батареи и экспертизу требуется много времени, а нам необходимо сразу знать об имевшей место попытке вскрытия или о факте доступа к грузу.

– Но у электронных устройств все-таки есть ряд преимуществ?

– Электронные устройства контроля за перевозками могут иметь много замечательных функций, например функцию навигации или, опять-таки, функцию электронного замка, или контроля за условиями перевозки груза (определение температурного режима, влажности и др.), но это все функции дополнительные, не имеющие к понятию «пломба» никакого отношения. Указанные функции могут быть применены в отдельном устройстве, не имеющем никакого отношения к пломбировочному. Но если эти функции совмещены с устройством, выполняющим функцию пломбы, то это устройство должно соответствовать понятию «пломба» и его определению.

В словосочетании «электронная пломба» функция, выполняемая устройством, определена словом «пломба». Здесь пломба – подлежащее, а электронная – определение. Именно слово «пломба» обозначает его предназначение, а слово «электронная» говорит лишь о способе передачи информации от пломбы или к пломбе. Таким образом, словосочетания «навигационная пломба», «электронная навигационная пломба» и т. д. должны в первую очередь отвечать определению пломбы и соответствовать требованиям к пломбе, оговоренным в определении. Если же рассматриваемое устройство не выполняет указанных функций, оно не может называться пломбой.
Исходя из этого, например, устройство, имеющее определение «навигационная пломба», должно в первую очередь выполнять функцию пломбы, а затем уже функцию навигации. И в случае, если устройство не может выполнять функцию пломбы, а выполняет лишь функцию навигации, оно должно называться навигационным устройством, а не навигационной пломбой.

Также необходимо отличать устройство, называемое пломбой, от устройства многоразового применения, являющегося электронным замком.
Электронный замок – это устройство контроля доступа к объекту, состоящее из электронного блока и контрольного элемента, которое накладывается на запорный узел охраняемого объекта и передает сигнал тревоги при нарушении (попытке нарушения) целостности контрольного элемента, но не обес-печивает наглядной индикации факта несанкционированного доступа к контролируемому запорному узлу.

Говоря об этом так подробно, мы имеем в виду лишь то, что недопустимо подменять действующие понятия и определения. В работе и в жизни нужны все устройства, но называть мы их должны в соответствии с их функционалом и данными им определениями. В противном же случае мы полностью подменяем, подтасовываем общепринятые понятия и терминологию и просто обманываем пользователей, применяющих эти устройства.


Инжиниринговый центр АСОРПС приглашает к сотрудничеству для совершенствования технических решений в области перевозки и хранения скоропортящихся грузов и создания нового оборудования

АСОРПС
Руководитель ИЦ АСОРПС: Иванкин П. А.
Эл. почта: e-center@asorps.ru
Тел. +7 499 288-27-98

Источник: https://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/interview/plomby-vsyakie-vazhny-plomby-vsyakie-nuzhny-no-nazyvat-ikh-nado-pravilno/

Последние новости
2209.22
Первую редакцию федерального законопроекта о Непрерывной холодильной цепи (ФЗ НХЦ) представят члены Ассоциации организаций продуктового сектора на международном форуме V Global Fishery Forum & Seafood Expo Russia.
1909.22
С каждым годом растут требования к перевозке скоропортящейся продукции, в том числе рыбы, потребитель хочет быть уверен в ее высоком качестве. Для обеспечения россиян дарами моря высокого качества рыбопромышленники и логистические компании ищут новые решения для формирования высокотехнологичных логистических цепочек, строят рыбопромысловые флоты, внедряют новые разработки в сфере рефрижераторных перевозок и т.д.
0909.22
6 сентября в рамках Восточного экономического форума меморандум о сотрудничестве подписали генеральный директор ООО «Полярная звезда» Ковальчук Павел Викторович и генеральный директор ООО «Владивостокский рыбный терминал» Бузанов Владимир Владимирович.
2408.22
Об этом сообщили эксперты компании Адвантум (отечественный производитель программного обеспечения для комплексного управления транспортной логистикой), принимавшей участие в разработке проекта Федерального закона «О непрерывной холодильной цепи обращения пищевой продукции в Российской Федерации» (ФЗ НХЦ).
1907.22
Члены Ассоциации организаций продуктового сектора рассмотрели на заседании Совета АСОРПС вопрос регламента взаимодействия при проведении текущего отцепочного ремонта вагонов, перевозящих рефрижераторные контейнеры в сцепах и в составе контейнерных поездов. Сейчас участников рынка волнуют три ключевых момента, которые необходимо решить для эффективной работы на всей сети железных дорог.
Члены и партнеры АСОРПС
ООО «Рефальянс»
ООО «Рефальянс»
ООО "Грузовая компания»
ООО "Грузовая компания»
ООО «Русреф»
ООО «Русреф»
ООО "НОВЕКА"
ООО "НОВЕКА"

 

закон

 

Разработка сайта JLC Management LLC 

Наш адрес:
115114 г. Москва, Железнодорожный пр-д. 11
`$site.phones[0].num_title`
Яндекс.Метрика